С кем необходимо согласовывать номенклатуру дел?
Обязательно ли государственному бюджетному учреждению (ГБУ) согласовывать номенклатуру дел с ЦЭПК Росархива?
Организация работы с документальным фондом – одна из самых трудоемких задач службы ДОУ. Успех во многом определяется высоким уровнем компетенций работников, включающих не только навыки в области делопроизводства, но и знания в сфере менеджмента организации, начиная от основных направлений деятельности и функций предприятия и заканчивая распределением обязанностей в его структурных подразделениях.
Основным документом, систематизирующим документальный фонд организации, является номенклатура дел – перечень заголовков дел, создаваемых в организации, с указанием сроков их хранения. Это «гибкий», динамичный документ, отражающий организационно – штатные и функциональные преобразования, происходящие в течение делопроизводственного года, а также реорганизационные изменения, коснувшиеся юридического лица.
Принципы разработки, составления, ведения и оформления номенклатуры дел установлены рядом нормативных актов, которыми мы руководствуемся:
См. статью «Организация делопроизводства при присоединении одного юридического лица к другому» в № 10’ 2015
См. статью «Что изменилось в Правилах работы архивов организаций по сравнению с Правилами 2015 года» в № 11’ 2023
Согласно п. 11 Правил 2023 года при изменении функции и структуры организации номенклатура дел пересоставляется и вновь представляется на согласование в экспертно-проверочную комиссию курирующего архивного органа (если организация является источником комплектования государственного (муниципального) архива) и на утверждение руководителю организации.
См. статью «Как организовать документооборот при присоединении государственных учреждений к вышестоящему» в № 4’ 2022
См. статью «Как организовать документооборот при присоединении государственных учреждений к вышестоящему» в № 5’ 2022
См. статью «Как организовать оперативное и архивное хранение документов при присоединении государственных учреждений к вышестоящему» в № 6’ 2022
См. статью «Что делать с документами приобретенной компании» в № 12’ 2022
Процесс реорганизации юридических лиц всех форм собственности регламентируется Гражданским кодексом РФ. В ст. 57 установлены возможные формы реорганизации – см. Таблицу 1, а еще там сказано, что реорганизация:
Итак, присоединение – это форма реорганизации, при которой к «основному» юридическому лицу присоединяется одно или несколько юридических лиц, прекращающих свою деятельность и передающих свои обязательства и полномочия присоединяющему лицу.
Сразу оговоримся, что порядок подготовки сводной номенклатуры дел реорганизуемой организации нигде четко не прописан, поэтому оптимальным вариантом будет определить такой порядок распорядительным документом о реорганизации в форме присоединения. Если же он там не прописан, можете воспользоваться конкретным опытом автора статьи, изложенным ниже, но с учетом возможных особенностей вашей структуры юрлиц и выработанных руководством управленческих решений.
В настоящей статье рассматривается, как организовать разработку номенклатуры дел при присоединении... при том, что автор статьи сталкивался с 2 вариантами ситуации:
Ситуация 1. | Когда присоединяемые организации, хотя и были отдельными юрлицами, ранее все-таки подчинялись головной организации, работали в одной сфере деятельности, просто в разных городах. В результате реорганизации они становятся единым юрлицом с территориально распределенной структурой, что позволяет сократить административные расходы. То есть головная организация поглощает «своих подопечных». |
Ситуация 2. | До присоединения одного юрлица к другому они были совершенно самостоятельными организациями. |
Новость о реорганизации может породить панику. Фактически, перед службой ДОУ поглощающей организации встает задача объединить документальные фонды нескольких юридических лиц воедино. Сразу возникают вопросы: каков объем документального фонда присоединяемых организаций, каков видовой состав документов, каким образом была организована работа с документами в текущем делопроизводстве, как в новых реалиях разработать...
Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для
этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:
А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!
Обязательно ли государственному бюджетному учреждению (ГБУ) согласовывать номенклатуру дел с ЦЭПК Росархива?
Показываем, как отразить в номенклатуре дел бумажные, электронные приложения к протоколам и аудиовидеозаписи заседаний коллегиальных органов. Сколько и где хранить эти записи. Организации важно определиться, в каком статусе она будет хранить фото-, аудио-, видеозаписи – что она будет переводить в статус аудиовизуальных документов со всеми вытекающими последствиями. Поводом для статьи стал вопрос читателя.
Зачем нужны номенклатуры дел организации и ее структурных подразделений. Кто разрабатывает и подписывает номенклатуру подразделения. По какой форме ее составлять и как можно оптимизировать. Какие дела стоит завести для формирования в них приказов по личному составу (т.е. нельзя их все собирать в 1 дело). Сколько и где хранить документы-основания к ним (возможны варианты). Как срок «50/75 лет ЭПК» из Перечня 2019 года трансформировать в более конкретный в номенклатуре дел кадровой службы. Сколько хранить копии документов, журналы регистрации приказов, книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним. Как разбить номенклатуру дел на разделы. Какова последовательность расположения документов кадровой службы. Зачем в конце каждого раздела предусматривать хотя бы одну пустую строку. Приводим пример номенклатуры дел кадровой службы.
Может ли организация увеличить срок хранения документов с «короткого» (до 10 лет), предписанного Перечнем 2019 г., до постоянного? Как это оформить в номенклатуре дел? Какова специфика у организаций, которые являются источниками комплектования государственных / муниципальных архивов и которые таковыми не являются?
В конце года необходимо составить (или актуализировать имеющуюся) номенклатуру дел на следующий год. Если в вашей организации ее еще нет, то эта статья поможет исправить данную ошибку. Ведь без номенклатуры дел невозможно систематизировать имеющиеся документы и наладить соблюдение сроков их хранения. Мы объяснили, какие документы необходимо включить в номенклатуру дел, как сформировать заголовки дел (которые потом будут переноситься на их обложки), как их проиндексировать, как установить сроки хранения, какую структуру номенклатуры выбрать, чем отличается номенклатура дел организации от номенклатуры структурного подразделения, как оформить, подписать, согласовать и утвердить документ, что заполняется перед началом делопроизводственного года и что — по его окончании.
Росархив утвердил новые «Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов...», которые вступили в силу 17 сентября 2023 г. Разработчики новых Правил объясняют, чем они отличаются от аналогичных Правил 2015 года – что изменилось в регламентировании порядка работы с аудиовизуальными документами, документами ограниченного распространения (в т.ч. по оформлению итогов рассекречивания архивных документов с гостайной), с электронными документами, в учете архивных документов (какие новые формы утверждены и др.), раскрываются особенности работы с гибридными делами.
Как отразить документы с ограниченным доступом в номенклатуре дел? Если их очень мало или среднее количество, то их можно по-разному включить в обычную номенклатуру дел. Но когда их становится много, то пора разрабатывать отдельную номенклатуру. В статье мы показали все три варианта.
Зачем нужны номенклатуры дел организации и ее структурных подразделений. Кто разрабатывает и подписывает номенклатуру подразделения. По какой форме ее составлять и как можно оптимизировать. Какие дела стоит завести для формирования в них приказов по личному составу (т.е. нельзя их все собирать в 1 дело). Сколько и где хранить документы-основания к ним (возможны варианты). Как срок «50/75 лет ЭПК» из Перечня 2019 года трансформировать в более конкретный в номенклатуре дел кадровой службы. Сколько хранить копии документов, журналы регистрации приказов, книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним. Как разбить номенклатуру дел на разделы. Какова последовательность расположения документов кадровой службы. Зачем в конце каждого раздела предусматривать хотя бы одну пустую строку. Приводим пример номенклатуры дел кадровой службы.