Top.Mail.Ru

Как организовать разработку номенклатуры дел при присоединении юридических лиц

Показан алгоритм действий службы ДОУ, основанный на конкретном опыте автора статьи, в 2 ситуациях: 1) когда головная организация присоединяет к себе своих же подопечных юрлиц из разных городов и 2) когда к одному юрлицу присоединяется другое ранее независимое юрлицо. Какие формы реорганизации возможны и в чем отличие присоединения. Как организовать и курировать разработку номенклатур дел структурными подразделениями присоединяющего и присоединяемых юрлиц, как сделать из них сводную номенклатуру дел реорганизованного юрлица. Когда и кому ее утверждать и вводить в действие. Как после реорганизации формировать дела, которые продолжают вестись. Как их отражать в итоговой записи к старой и новой номенклатурам дел за один и тот же год.

Нормативная база

Организация работы с документальным фондом – одна из самых трудоемких задач службы ДОУ. Успех во многом определяется высоким уровнем компетенций работников, включающих не только навыки в области делопроизводства, но и знания в сфере менеджмента организации, начиная от основных направлений деятельности и функций предприятия и заканчивая распределением обязанностей в его структурных подразделениях.

Основным документом, систематизирующим документальный фонд организации, является номенклатура дел – перечень заголовков дел, создаваемых в организации, с указанием сроков их хранения. Это «гибкий», динамичный документ, отражающий организационно – штатные и функциональные преобразования, происходящие в течение делопроизводственного года, а также реорганизационные изменения, коснувшиеся юридического лица.

Принципы разработки, составления, ведения и оформления номенклатуры дел установлены рядом нормативных актов, которыми мы руководствуемся:

  • Правилами делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления (утв. приказом Росархива от 22.05.2019 № 71);
  • Примерной инструкцией по делопроизводству в государственных организациях (утв. приказом Росархива от 11.04.2018 № 44);
  • Правилами организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях (утв. приказом Росархива от 31.07.2023 № 77) (далее – Правила 2023 года).

Согласно п. 11 Правил 2023 года при изменении функции и структуры организации номенклатура дел пересоставляется и вновь представляется на согласование в экспертно-проверочную комиссию курирующего архивного органа (если организация является источником комплектования государственного (муниципального) архива) и на утверждение руководителю организации.

Связанный материал
Как организовать документооборот при присоединении государственных учреждений к вышестоящему (часть...
№ 04 / 2022

См. статью «Как организовать документооборот при присоединении государственных учреждений к вышестоя­щему» в № 4’ 2022

Связанный материал
Как организовать документооборот при присоединении государственных учреждений (часть 2)
№ 05 / 2022

См. статью «Как организовать документооборот при присоединении государственных учреждений к вышестоя­щему» в № 5’ 2022

Связанный материал
Как организовать оперативное и архивное хранение документов при присоединении государственных учрежд...
№ 06 / 2022

См. статью «Как организовать оперативное и архивное хранение документов при присоединении государственных учреждений к вышестоя­щему» в № 6’ 2022

Связанный материал
Что делать с документами приобретенной компании
№ 12 / 2022

См. статью «Что делать с документами приобретенной компании» в № 12’ 2022

Процесс реорганизации юридических лиц всех форм собственности регламентируется Гражданским кодексом РФ. В ст. 57 установлены возможные формы реорганизации – см. Таблицу 1, а еще там сказано, что реорганизация:

  • возможна с одновременным сочетанием ее различных форм;
  • допускается с участием 2 и более юрлиц, в т.ч. созданных в разных организационно-правовых формах.

Таблица 1. Формы реорганизации юрлиц

Итак, присоединение – это форма реорганизации, при которой к «основному» юридическому лицу присоединяется одно или несколько юридических лиц, прекращающих свою деятельность и передающих свои обязательства и полномочия присоединяющему лицу.

Сразу оговоримся, что порядок подготовки сводной номенклатуры дел реорганизуемой организации нигде четко не прописан, поэтому оптимальным вариантом будет определить такой порядок распорядительным документом о реорганизации в форме присоединения. Если же он там не прописан, можете воспользоваться конкретным опытом автора статьи, изложенным ниже, но с учетом возможных особенностей вашей структуры юрлиц и выработанных руководством управленческих решений.

В настоящей статье рассматривается, как организовать разработку номенклатуры дел при присоединении... при том, что автор статьи сталкивался с 2 вариантами ситуации:

Ситуация 1. Когда присоединяемые организации, хотя и были отдельными юрлицами, ранее все-таки подчинялись головной организации, работали в одной сфере деятельности, просто в разных городах. В результате реорганизации они становятся единым юрлицом с территориально распределенной структурой, что позволяет сократить административные расходы. То есть головная организация поглощает «своих подопечных».
Ситуация 2. До присоединения одного юрлица к другому они были совершенно самостоятельными организациями.

Новость о реорганизации может породить панику. Фактически, перед службой ДОУ поглощающей организации встает задача объединить документальные фонды нескольких юридических лиц воедино. Сразу возникают вопросы: каков объем документального фонда присоединяемых организаций, каков видовой состав документов, каким образом была организована работа с документами в текущем делопроизводстве, как в новых реалиях разработать...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Составляем номенклатуру дел кадровой службы

Зачем нужны номенклатуры дел организации и ее структурных подразделений. Кто разрабатывает и подписывает номенклатуру подразделения. По какой форме ее составлять и как можно оптимизировать. Какие дела стоит завести для формирования в них приказов по личному составу (т.е. нельзя их все собирать в 1 дело). Сколько и где хранить документы-основания к ним (возможны варианты). Как срок «50/75 лет ЭПК» из Перечня 2019 года трансформировать в более конкретный в номенклатуре дел кадровой службы. Сколько хранить копии документов, журналы регистрации приказов, книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним. Как разбить номенклатуру дел на разделы. Какова последовательность расположения документов кадровой службы. Зачем в конце каждого раздела предусматривать хотя бы одну пустую строку. Приводим пример номенклатуры дел кадровой службы.

Принципиальное увеличение сроков хранения документов

Может ли организация увеличить срок хранения документов с «короткого» (до 10 лет), предписанного Перечнем 2019 г., до постоянного? Как это оформить в номенклатуре дел? Какова специфика у организаций, которые являются источниками комплектования государственных / муниципальных архивов и которые таковыми не являются?

Аудиовизуальные документы в номенклатуре дел

Показываем, как отразить в номенклатуре дел бумажные, электронные приложения к протоколам и аудиовидеозаписи заседаний коллегиальных органов. Сколько и где хранить эти записи. Организации важно определиться, в каком статусе она будет хранить фото-, аудио-, видеозаписи – что она будет переводить в статус аудиовизуальных документов со всеми вытекающими последствиями. Поводом для статьи стал вопрос читателя.

Как внести изменения в номенклатуру дел

В какой экземпляр утвержденной номенклатуры дел в течение года вносятся рабочие корректировки. Какие организации и когда оформляют дополнение к утвержденной номенклатуре дел. Как отразить появление новых дел (не предусмотренных изначально), как уточнить заголовки дел, исправить срок хранения, что вносится в графу «Примечание», как действовать при изменении структуры организации, как отразить количество заведенных томов дел.

Порядок разработки номенклатуры дел

В конце года необходимо составить (или актуализировать имеющуюся) номенклатуру дел на следующий год. Если в вашей организации ее еще нет, то эта статья поможет исправить данную ошибку. Ведь без номенклатуры дел невозможно систематизировать имеющиеся документы и наладить соблюдение сроков их хранения. Мы объяснили, какие документы необходимо включить в номенклатуру дел, как сформировать заголовки дел (которые потом будут переноситься на их обложки), как их проиндексировать, как установить сроки хранения, какую структуру номенклатуры выбрать, чем отличается номенклатура дел организации от номенклатуры структурного подразделения, как оформить, подписать, согласовать и утвердить документ, что заполняется перед началом делопроизводственного года и что — по его окончании.

Что изменилось в Правилах работы архивов организаций по сравнению с Правилами 2015 года

Росархив утвердил новые «Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов...», которые вступили в силу 17 сентября 2023 г. Разработчики новых Правил объясняют, чем они отличаются от аналогичных Правил 2015 года – что изменилось в регламентировании порядка работы с аудиовизуальными документами, документами ограниченного распространения (в т.ч. по оформлению итогов рассекречивания архивных документов с гостайной), с электронными документами, в учете архивных документов (какие новые формы утверждены и др.), раскрываются особенности работы с гибридными делами.

Конфиденциальные документы в номенклатуре дел

Как отразить документы с ограниченным доступом в номенклатуре дел? Если их очень мало или среднее количество, то их можно по-разному включить в обычную номенклатуру дел. Но когда их становится много, то пора разрабатывать ­отдельную номенклатуру. В статье мы показали все три варианта.

Составляем номенклатуру дел кадровой службы

Зачем нужны номенклатуры дел организации и ее структурных подразделений. Кто разрабатывает и подписывает номенклатуру подразделения. По какой форме ее составлять и как можно оптимизировать. Какие дела стоит завести для формирования в них приказов по личному составу (т.е. нельзя их все собирать в 1 дело). Сколько и где хранить документы-основания к ним (возможны варианты). Как срок «50/75 лет ЭПК» из Перечня 2019 года трансформировать в более конкретный в номенклатуре дел кадровой службы. Сколько хранить копии документов, журналы регистрации приказов, книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним. Как разбить номенклатуру дел на разделы. Какова последовательность расположения документов кадровой службы. Зачем в конце каждого раздела предусматривать хотя бы одну пустую строку. Приводим пример номенклатуры дел кадровой службы.