Регламентируем сложные моменты контроля исполнения поручений

Автор выделяет 11 основных проблем в работе системы контроля исполнения поручений вкрупной компании и объясняет, как их можно нивелировать. Важную роль здесь играет грамотная регламентация процесса – поэтому показываем пример Положения об организации и контроле исполнения организационно-распорядительных документов и поручений.

Контроль исполнения поручений важнейший инструмент обеспечения успешной деятельности организаций. Он служит основой для поддержания порядка и дисциплины среди сотрудников, позволяя оперативно реагировать на сбои и предотвращать негативные последствия. Несмотря на очевидную важность данного процесса, практика показывает, что большинство компаний сталкиваются с рядом трудностей, препятствующих эффективному исполнению поручений и задач. Рассмотрим наиболее распространенные проблемы, возникающие при реализации этой функции.

Основные 11 проблем, по сути, вытекают из одной большой – недостаточная регламентация процесса. Поэтому после описания каждой проблемы объясним, как ее нивелировать, установив четкие «правила игры» в локальном нормативном акте (ЛНА). Пример соответствующего Положения приведен в конце этой публикации.

Как справиться с основными проблемами

Основные проблемы при работе с контрольными поручениями руководителя компании, с которыми сталкиваются как организаторы со стороны служб ДОУ, так и сами исполнители, следующие:

  1. Отсутствие централизованной системы учета.
  2. Не понятно, кто в организации, на каком основании, какие именно документы и отдельные поручения ставит на контроль (или какие полномочия у работников, осуществляющих контроль?).
  3. Нечеткость формулировок поручений.
  4. Кто отвечает за качество исполнения поручений (и отчета об этом).
  5. Не понятна иерархия постановки задач (или кто автор поручения?).
  6. Несоблюдение сроков исполнения.
  7. Можно ли направить отчет в СЭД в 23 ч. 59 мин. датой исполнения, приложив проект исходящего письма, и считать, что все сделано вовремя.
  8. Почему нельзя отчитаться, просто написав «Принято в работу».
  9. Сложные процедуры согласования с соисполнителями итогового документа (или кто тут главный?).
  10. Почему контролеры постоянно что-то напоминают и требуют.
  11. Недостаточная мотивация сотрудников.

Рассмотрим все это подробно.

1. Отсутствие централизованной системы учета

Часто информация фиксируется случайным образом: в блокнотах, личных записях, электронных письмах или чатах.

Причины возникновения проблемы:

  • использование множества каналов коммуникации без интеграции данных в единую СЭД;
  • отсутствие единых стандартов фиксации поручений и отчета об их исполнении;
  • низкий уровень автоматизации процессов.

Это ведет к потере важной информации и создает условия для «забывчивости» сотрудников. Так теряется около 30% поручений – из-за отсутствия прописанного механизма учета. Вследствие нарушения сроков выполнения задач страдает репутация как руководителя, так и компании.

Решение: учет в СЭД всех задач и поручений, даже из переписки руководителя в электронной корпоративной почте. Если стоит глобальная цель не потерять ни одной задачи и отработать все поручения руководства, тогда есть несколько путей:

  1. Назначение контролеров или ответственных за внесение задач / поручений в СЭД и мониторинг состояния и хода исполнения поручений. Этот классический вариант работы и будет основной темой настоящей статьи.
  2. Полный охват и работа всех сотрудников самостоятельно в СЭД, уход от переписки «служебками» в сторону формирования задач / поручений / запросов / заявок / отчетов напрямую в специально созданных в СЭД шаблонах, т.е. переход к цифровизации и формирование полноценного электронного документооборота.

Важно организовать регулярное обучение сотрудников правилам фиксации поручений, а также своевременного создания отчета о ходе и итогах исполнения.

Очень важно закрепить в ЛНА организации полномочия участников процесса. Это снимет множество вопросов, предварит конфликтные ситуации и оградит стороны от превышения полномочий:

  • как со стороны руководителей,
  • так и (что довольно часто имеет место) некой доли произвола со стороны контролера / ответственного за постановку документов / поручений на контроль и принятие отчетов исполнителей.

См. п. 2.3 и 2.4 в Положении из Примера...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

День регистрации документа включается в срок его исполнения?

В бюджетном учреждении возник вопрос, касающийся исчисления сроков исполнения документов. Подскажите, пожалуйста, включается ли день регистрации документа в срок его исполнения? Зависит ли это от времени регистрации документа? В каких нормативных, методических документах это указано?

У документа несколько резолюций разных руководителей

Наша компания крупная, у генерального директора много заместителей по определенным направлениям. В организацию зачастую поступают документы, адресованные двум должностным лицам компании. Например, двум заместителям, когда в одном письме затрагиваются вопросы, которые курируют эти руководители. Соответственно, документ передается на рассмотрение и тому, и другому руководителю. Таким образом, один и тот же документ будет иметь две резолюции, как правило, с указанием разных исполнителей и разными сроками исполнения (ведь у каждого руководителя свое видение). А иногда фамилии исполнителей частично совпадают у обоих руководителей. К тому же документы с резолюциями от двух руководителей могут выйти не одновременно, т.к. один из руководителей может отсутствовать на рабочем месте, например находиться в командировке. От второго руководителя резолюция может выйти позже, чем от первого. На какую резолюцию необходимо опираться при направлении документа на исполнение и постановке на контроль, ведь служба делопроизводства не может игнорировать ни одну, ни другую резолюцию? Но и ставить одному и тому же документу разные сроки исполнения абсурдно, равно как и направлять на исполнение в разные отделы.

Корпоративная культура выполнения управленческих решений

По каким критериям можно понять, что пора наводить порядок в исполнительской дисциплине работников и руководителей организации. Опытный руководитель в сфере ДОУ делится своими выводами, на  каких принципах стоит выстраивать систему исполнения управленческих решений. Предлагает рабочую формулу для расчета исполнительской дисциплины, которую можно применять для оценки как конкретного работника, подразделения, так и организации в целом. Показан пример Положения об исполнении управленческих решений.

Исполнение запросов внешних организаций о предоставлении персональных данных

На чьи запросы о представлении персональных данных организация обязана отвечать. В какие сроки (показываем нормативно закрепленные правила и практику). Как организовать этот процесс. Даем образцы оформления разных документов, направляемых в ответ: для представления запрошенных сведений или копий документов, для отказа из-за невозможности идентифицировать субъект персданных или из-за невозможности в принципе их предоставления автору запроса.

Оформляем резолюцию

Когда и на каких документах оформляется резолюция руководителем. Как ее оформить: из каких обязательных элементов она должна состоять, а что может «достраиваться автоматически» для минимизации усилий руководителя. Почему резолюцию лучше оформлять непосредственно на рассматриваемом бумажном документе либо в СЭД, избегая ее оформления на отдельном бланке. Как работникам наглядно показать их «делопроизводственные роли» в Регламенте работы с организационно-распорядительными документами: кто, что, когда делает. Поводом для этой статьи стал вопрос читателя.

Исчисление сроков исполнения документов по правилам делопроизводства

Детально рассматриваем сроки регистрации и исполнения документов по правилам, установленным для государственных и муниципальных органов, а также для госорганизаций. Сравниваем их между собой и с правилами, зафиксированными в ГК РФ. Иллюстрируем на примере с календарем. Объясняем реальную границу свободы выбора для «обычных» негосударственных организаций: какие правила не для них, а что в любом случае соблюдать придется. Отмечаем расхождения в правилах для госорганов и их отдельной категории – федеральных органов исполнительной власти.

Контроль исполнения поручений в MS Excel

Автор напоминает основные принципы организации контроля исполнения поручений, а потом подробно объясняет, как удобнее автоматизировать эту работу с использованием стандартных возможностей MS Excel (какие поля в таблице регистрационной формы пригодятся, как настроить фильтрацию данных и пользоваться ею, какие сведения удобно выделять автоматически). Статья особенно пригодится тем, кому на покупку специализированного программного обеспечения для автоматизации делопроизводства денег пока не дают.

Исполнитель: кто им может быть и как отразить в документе

Исполнителем называется и тот, кто готовил проект документа, и тот, кто его будет исполнять. Как тогда называть этих лиц с разными ролями, чтобы их можно было различать в Инструкции по делопроизводству? Показаны примеры формулировок поручений для различных ситуаций: поручение дано группе лиц и один из них – ответственный исполнитель; одному руководителю (потом он сам его дробит на подпоручения и «раздает» своим подчиненным); организации или отделу; как поручение может «спускаться сверху вниз»; рядом с исполнителем можно сразу написать, кто это будет делать в случае его отсутствия. Показано, как отражать исполнителя, который готовил проект документа. Все это сделано на примерах, со схемами, с учетом особенностей входящего, исходящего и внутреннего документов. В конце статьи ответили на вопрос читателя, распутав путаницу с реквизитами и полномочиями службы делопроизводства.