Top.Mail.Ru

Электронные подписи и машиночитаемые доверенности

Выясняем, какие квалифицированные электронные подписи можно использовать, а также в каком случае и кому понадобятся машиночитаемые доверенности от компании. Рассказываем, как с их помощью подписывать и пересылать электронные подлинники документов; как проверять действительность машиночитаемых доверенностей; что представляют собой блокчейн-хранилища таких доверенностей.

Переход на новый формат электронных подписей должен был состояться с 01.09.2023, но Госдума РФ 21.07.2023 в 3 чтениях одобрила законопроект 1, который продлевает еще на год (до 31.08.2024) возможность использования оформленных сертификатов ключей проверки электронной подписи представителей организаций и ИП без применения машиночитаемых доверенностей (МЧД). Таким образом, оформленные на должностных лиц организаций и ИП квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи будут действовать еще год. Новый порядок закреплен законодательно и потребует от организаций изменить процедуры управления ключами электронных подписей (ЭП), обновить соответствующее программное обеспечение (ПО). Причем на рынке не сформировалось точного представления о том, как бизнес должен адаптироваться. Дадим ответы на основные вопросы.

Как раньше работали с ЭП организации

Мы привыкли, что организация получает ключи ЭП для выполнения какой-то операции, например для работы в системе ЕГАИС, для участия в тендерах, сдачи отчетности в налоговую. Поскольку стоимость ключей могла достигать 10 000 руб., сложилась практика передачи ключей другим пользователям для выполнения операций, что нарушает требования информационной безопасности. А необходимость закупки множества ключей и отслеживание их валидности (т.е. полноценности) делало процедуру электронного документооборота дорогостоящей и сложной в обслуживании.

Как будет по новым правилам

Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» ввел 2 типа подписи:

1) подпись физического лица 2 идентифицирует конкретного человека, который подписывает документ;

2) подпись юридического лица используется от имени организации и выписывается на руководителя организации или иное лицо, которое согласно уставу имеет право подписи официальных документов организации без доверенности.

По новым правилам рядовой сотрудник будет подписывать электронный документ подписью физического лица, которую самостоятельно получит в удостоверяющем центре (УЦ). Эту же подпись он может использовать за рамками должностных обязанностей, например, при оформлении сделки купли-продажи недвижимости, на портале госуслуг и т.д. Он не сможет передать этот ключ другим лицам, что повышает его безопасность.

Чтобы подписать документ от имени организации с 01.09.2024, рядовому сотруднику потребуется новый вид документа – ​машиночитаемая доверенность. Она определяет полномочия сотрудника и подписывается подписью юридического лица. МЧД содержит данные в формате XML:

  • о пользователе, которому доверяют совершать ту или иную операцию;
  • организации, которая доверяет совершать данные действия;
  • лице, которое выдало...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Можно ли на втором листе документа оставить только подписи, если они не поместились на первом?

Если при составлении акта подписи не помещаются на одном листе, то правильно ли помещать весь текст на первом листе, а на втором оформлять только подписи? Или лучше 1–2 строки текста акта все-таки разместить на втором листе перед подписями? Но тогда на первом листе внизу будет большое пустое нижнее поле. Как правильнее? Аналогичный вопрос часто возникает и с другими документами, например с приказами и письмами.

Электронные подписи и машиночитаемые доверенности в вопросах и ответах

Наше издательство и сайт delo-press.ru 09.04.2024 провели онлайн-семинар «Риски использования ЭП и МЧД». Для выступления мы пригласили ведущих экспертов. По итогам мероприятия публикуем ответы на интересные вопросы слушателей, которые дали спикеры в ходе семинара.

Автоматизируем оформление командировок

Автор делится наработками своей компании по оформлению командировок в электронном виде: от подачи заявки на командировку и ее обеспечение, издания приказа и до составления отчетов (авансового и о командировке). Алгоритм работы объясняется пошагово, в деталях (с таблицей и схемами). Даются советы, что можно перевести в электронный вид (часть процесса идет в «1С:», другая – в СЭД), какие плюсы это дает. Приведены примеры оформления конкретных документов.

Выбираем электронную подпись для разных документов

Рассказываем, какие виды электронных подписей (ЭП) существуют, и разъясняем их назначение. Даем критерии выбора вида электронной подписи для внутреннего и внешнего документооборота. Показываем, какие законодательные ограничения выбора вида электронной подписи установлены для документов (кадровых, бухгалтерских, налоговых и иных). Так вы поймете, какие подписи лучше сформировать для своих работников и использовать в разных ситуациях.

Как контрагенты могут обменяться доверенностями на получение материальных ценностей по ЭДО

Как правильно и в каком виде сторонам можно обмениваться с контрагентами доверенностями по ЭДО на получение ТМЦ? Если использовать доверенность по унифицированным формам, то там обязательна подпись поверенного, что затруднительно организовать, если получение товара осуществляется водителем транспортной компании, нанятым для перевозки. Как при этом подтвердить факт передачи товара?

Что станет с действительностью доверенности после изменения данных лица, которое в ней указано

Если в доверенности указано несколько человек поверенных и в течение срока действия доверенности у одного из них изменились Ф.И.О. или паспортные данные, то доверенность будет недействительна полностью или только в части данных конкретного человека?

Судебная доверенность: правила оформления и отмены

Как руководители организаций, так со своей стороны и юристы регулярно сталкиваются в работе с оформлением доверенностей: на получение товарно-материальных ценностей, представление интересов компании в различных госорганах, в том числе судах и др. В этой статье рассказываем, что учесть при составлении текста судебной доверенности, как сформулировать полномочия для разных судебных дел, отменить доверенность в случае конфликта с представителем и пр. В статье приводится 12 образцов документов, а также формулировок в доверенности и иные связанные с ними документы.

Можно ли на втором листе документа оставить только подписи, если они не поместились на первом?

Если при составлении акта подписи не помещаются на одном листе, то правильно ли помещать весь текст на первом листе, а на втором оформлять только подписи? Или лучше 1–2 строки текста акта все-таки разместить на втором листе перед подписями? Но тогда на первом листе внизу будет большое пустое нижнее поле. Как правильнее? Аналогичный вопрос часто возникает и с другими документами, например с приказами и письмами.