Top.Mail.Ru

Формируем, храним и уничтожаем локальные нормативные акты

Локальные нормативные акты (ЛНА) есть в каждой организации. Поэтому так важно их правильно хранить и формировать в дела в разных подразделениях. Расскажем, как это сделать в зависимости от того, кто утвердил ЛНА (первый руководитель или иные лица), каким способом это было оформлено, оригинал это или копия (бумажная или электронная) и где документ хранится. Эти варианты мы отразили в примерах номенклатур дел. Еще показали возможные сроки хранения оригиналов и копий ЛНА, по каким перечням их надо искать. Объяснили общую технологию выделения к уничтожению применительно к ЛНА.

Поводом для написания данной статьи стали вопросы подписчика.

Вопрос в тему
Куда: kadry@delo-press.ru
Тема: Бесплатные консультации для подписчиков

Как формировать дела с локальными нормативными актами? Какие возможны подходы: где хранить оригиналы и копии? Покажите, пожалуйста, на примере фрагмента номенклатуры дел.

Каковы сроки хранения у таких дел? Как выделять такие документы к уничтожению?

Управление документами в настоящее время рассматривается как новая, актуальная и специальная управленческая функция, направленная на регулирование процессов создания, получения, сохранения, использования, передачи на хранение и уничтожения документов. Это функция по единому процессу и по единой технологии, которую до сих пор называют делопроизводством. Поэтому, решая вопросы формирования дел в соответствии с номенклатурой дел и сроками хранения, необходимо начинать с управленческих аспектов.

Конкретное решение будет зависеть от масштаба деятельности организации, от делегирования полномочий на издание ЛНА, от метода их утверждения, который предпочитают руководители (приказом или грифом утверждения), от видов и разновидностей ЛНА, от того какая номенклатура дел будет разработана (структурного типа или функционального), от того где и в какой форме (бумажной или электронной) ЛНА будут храниться и т. п.

В издании ЛНА возникает много «но» и «если», поэтому рассмотрим распространенные ситуации.

Виды локальных нормативных актов

Начинаем с видов документов. В соответствии с действующим законодательством и в рамках оперативного самоуправления организация издает локальные нормативные акты, т. е. внутренние акты, в которых устанавливаются нормы и правила, обязательные для исполнения в данной организации.

Традиционно в качестве ЛНА рассматриваются организационные документы, входящие в систему организационно-распорядительной документации, – ​это положения, инструкции, регламенты, правила, перечни, классификаторы и другие виды документов (о чем говорит, например, п. 3.1 Примерной инструкции по делопроизводству в госорганизациях  1). Они актуальны примерно в течение 5 лет (это обычный управленческий цикл изменений в деятельности организации) и подлежат в основном постоянному хранению (по крайней мере, до ликвидации организации).

Но к ЛНА относятся и научно-технические документы, которые регламентируют производственные и технологические процессы в деятельности организации. Это могут быть, например, стандарты (СтП), технологические инструкции, регламенты, карты, требования и нормативы, ведомости технологических процессов, операций, операционные карты и другие виды документов. У них более...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Новая форма сведений о трудовой деятельности (СТД-Р) с 2023 года

C 2023 года действует множество обновленных кадровых форм, в том числе СТД-Р. Для начала напомним, кому и когда выдается СТД-Р (в т.ч. приведем образец заявления работника о выдаче ему сведений о трудовой деятельности). Далее расскажем, какие значимые изменения произошли, и выделим спорные вопросы (с рекомендациями по их разрешению). В завершение приведем образец заполнения новой формы СТД-Р, который можно использовать для выдачи работнику в день увольнения.

Меняем систему премирования и порядок индексации зарплаты

Под конец года работодателю стоит задуматься о том, не нужно ли поменять систему премирования и/или порядок индексации заработных плат, ведь текущий год оказался во многом непростым. Особенно если уже сейчас понятно, что организация финансово не потянет повышения ФОТ в начале следующего года в той степени, как это изначально было предусмотрено во внутренних документах. Разбираем, что и как желательно поменять в ЛНА об индексации и премировании, чтобы обезопасить работодателя от необходимости выполнения обязательств, которые оказались непомерными, а также надо ли заранее уведомлять работников о таких изменениях. Приводим образцы формулировок в ЛНА (на примере Положения об оплате труда), а также варианты расчета индексации, документального оформления внесения изменений в трудовой договор и ЛНА (приказы для различных ситуаций, уведомление работнику и пр.), которые выручат работодателя в сложной финансово-экономической ситуации. Узнаете и о позиции судов по спорным вопросам, а также каков порядок выплаты годовой премии в случае мобилизации работника.

Ознакомление с документами: на бумаге и в электронном виде

Вопросы о том, каким способом работники должны знакомиться с документами в той или иной ситуации, неминуемо возникают у любого кадровика независимо от типа организации, в которой он работает. Надо понять не только, с какими документами следует ознакомить сотрудников, но и в какие сроки и как это сделать. Что лучше: лист ознакомления или проставление подписей прямо на документе? А может, журнал ознакомления с документами? Как прописать в ЛНА порядок ознакомления? Каким образом знакомить с кадровыми документами дистанционных работников? Какую электронную подпись можно использовать? Об этом читайте в статье.

Условные обозначения в табеле учета рабочего времени

В прошлом номере мы рассказали, как правильно оформлять табель учета рабочего времени в типичных и нестандартных ситуациях. Теперь поговорим об условных обозначениях, применяемых в табелях по унифицированным формам № Т-12 и № Т-13. Рассмотрим ситуации, когда госкомстатовских обозначений не хватает, например, для перерывов для кормления ребенка, донорского дня, медосмотра и диспансеризации, а также переработок при ненормированном рабочем дне. Приведем образец приказа о дополнении формы табеля учета рабочего времени новыми условными обозначениями, а также удобную таблицу-шпаргалку с кодами.

Новая форма сведений о трудовой деятельности (СТД-Р) с 2023 года

C 2023 года действует множество обновленных кадровых форм, в том числе СТД-Р. Для начала напомним, кому и когда выдается СТД-Р (в т.ч. приведем образец заявления работника о выдаче ему сведений о трудовой деятельности). Далее расскажем, какие значимые изменения произошли, и выделим спорные вопросы (с рекомендациями по их разрешению). В завершение приведем образец заполнения новой формы СТД-Р, который можно использовать для выдачи работнику в день увольнения.

Выдача СТД-Р при увольнении и во время работы

С 2020 года перечень документов, выдаваемых работнику при увольнении, пополнился сведениями о трудовой деятельности по форме СТД-Р. Ответим на наиболее частые вопросы, которые волнуют кадровиков: кому выдавать такие сведения, в какие сроки и в какой форме, необходимо ли заявление от работника, как фиксировать выдачу документа: надо ли вести журнал об этом и брать с работника подпись, какая ответственность предусмотрена за невыдачу СТД-Р? В вашем распоряжении также будут образцы необходимых документов.

Электронный пропускной режим: контроль рабочего времени

Все больше компаний вводят в своем офисе систему контрольно-пропускного режима. Это объясняется рядом причин, причем как внутренних, так и внешних – ​вызванных ужесточением законодательства в части обработки персональных данных, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Некоторые организации в принципе обязаны установить контрольно-пропускной режим. Рассказываем со ссылкой на судебную практику, для чего он нужен, как его ввести, какие документы нужно составить и что в них прописать, чтобы в дальнейшем можно было использовать данные из системы контрольно-пропускного режима и учета рабочего времени в спорах с работниками. Приводим образцы текстов положения о пропускном режиме организации и приказа о его утверждении, а также даем формулировки для ПВТР.

Нужно ли индексировать зарплату и как это делать?

К индексации заработной платы работодатели всегда относились настороженно. Формулировки ТК РФ позволяют думать, что она должна проводиться, но многие связанные с ней вопросы обычными компаниями могут быть разрешены на локальном уровне. Так, государственные и муниципальные органы и учреждения индексируют зарплату в порядке, установленном трудовым законодательством, а коммерческие компании – ​в соответствии с ЛНА, колдоговором и соглашениями, заключаемыми в рамках соцпартнерства. А значит, делают вывод многие работодатели, если в перечисленных документах порядок индексации не прописан, то и проводить ее не надо. Выводы судов также долгое время внушали компаниям оптимизм. Однако инспекционная практика всегда была на стороне работников в этом вопросе. Расскажем, кто и когда должен проводить индексацию; разберемся с порядком ее расчета и размерами, например, будет ли ежемесячная премия к окладу рассматриваться судом в качестве индексации или ее размер также необходимо периодически увеличивать; узнаем, какие меры ответственности сейчас грозят работодателям в случае уклонения от обязанности проводить регулярную индексацию зарплаты; а также приведем безопасные и выгодные для работодателей формулировки ЛНА об индексации.