Рассказываем об истории возникновения праздников – Дня защитника Отечества (23 Февраля) и Международного женского дня (8 Марта), а также как они перестали нести изначально заложенную в них цель и стали чисто гендерными; как это связано с мизогинией и мизандрией. Приводим аргументы тех, кто поддерживает необходимость отмечать праздники, и тех, кто против. Будет о чем поговорить за чашкой чая с родными, коллегами и друзьями! А еще даем советы, как нетривиально отметить оба праздника в рабочем коллективе, чтобы сохранить и приумножить хорошие отношения.
Отгремел Новый год, улеглись воспоминания о (наверняка) продуктивно проведенных удлиненных выходных. Кто-то шутит: осторожно, двери закрываются, следующая остановка гендерная! И в самом деле, после Нового года следующими общегосударственными календарными праздниками, которые одновременно являются и нерабочими днями, выступают 23 Февраля и 8 Марта.
Причем еще в начале февраля некоторых коллективах слышится ворчание и шепот: «Ну вот, сейчас опять начнется!» И действительно, как порой надоедают стандартные подарки по гендерному признаку (мужчинам – носки в жестяных банках, женщинам – букеты тюльпанов), наигранность веселья, а бывает, встречается и такое поведение, которое отдельные коллеги сочтут оскорбительным. Если это проявляется ярко, руководство компании и служба персонала могут всерьез задуматься: а стоит ли вообще отмечать эти два праздника, имеющих столь выраженную гендерную окраску?
Чтобы разобраться с этим вопросом, давайте вспомним, с чего начиналось превращение 23 Февраля и 8 Марта в нерабочие праздничные дни.
История празднования
Официально праздник 23 Февраля в СССР изначально назывался Днем советской армии и военно-морского флота. Этот праздник отмечается с года создания Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) в 1918 году. Примечательно, что дата 23 февраля была выбрана во многом случайно – официально РККА была создана декретом от 15 (28) января 1918 года, но на следующий, 1919 год, решили не обременять январь праздниками и отмечать день создания армии 23 февраля. Нерабочим праздничным днем 23 февраля стало многие десятилетия спустя – уже в современной России, с 2002 года. В постсоветское время праздник получил название Дня защитника Отечества.
Многие отмечают еще и то обстоятельство, что фактически 23 Февраля не является праздником всех мужчин, даже несмотря на всеобщую воинскую обязанность по закону именно для лиц мужского пола. Есть много мужчин, по роду деятельности, состоянию здоровья и убеждениям далеких от военной службы. В кругах людей, имеющих отношение к армии и боевым действиям, этот праздник порой и вовсе не считают гендерным, поздравляя 23 февраля совершенно всех людей, имеющих отношение к военной службе, – вне зависимости от пола.
Во время Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза было удостоено 90 женщин. Всего государственными наградами СССР за мужество и героизм, проявленные в борьбе с фашизмом, были награждены около 150 тысяч женщин (данные Центрального архива Минобороны России).
Что же касается Международного женского дня, 8 марта стало праздничным в СССР также еще в советское время. В 1921 году в РСФСР было решено праздновать Международный женский день 8 марта в память об участии женщин в петроградской демонстрации 23 февраля (8 марта нового стиля) 1917 года. Этот праздник в те годы имел сильную феминизированную окраску и был посвящен не всем женщинам, а только тем, которые боролись за равные права с мужчинами и добились в этом успеха – в частности, в Советской России женщины получили избирательные права одними из первых в мире.
С 1966 года Международный женский день стал в СССР не только праздником, но и нерабочим днем. Постепенно праздник потерял свою феминистскую окраску, став днем поздравлений всех женщин – даже преимущественно тех, которые посвящают жизнь семье, детям и домашнему быту.
Аргументы сторонников и противников праздников
Пожалуй, сама необходимость отмечать 23 Февраля и 8 Марта как праздники с выраженной гендерной окраской – второй по популярности вопрос о праздниках после вопроса об оправданности столь длинной продолжительности новогодних каникул. И мнения здесь, как всегда, разделились на два лагеря – тех, кто за празднование «гендерных дат», и тех, кто категорически против.
Давайте сначала предоставим слово сторонникам этих праздников. Чем они аргументируют необходимость их отмечать:
-
Дань традициям. Здесь хочется вспомнить слова австрийского композитора и дирижера Густава Малера: «Традиции – это не поклонение пеплу, а передача огня». Тогда, вероятно, традиции, о которых говорят поклонники гендерных праздников, уже изжили себя? Вернемся к этому вопросу чуть позже.
-
Повод выделить успехи. Именно в канун 23 Февраля и особенно 8 Марта на многих предприятиях сформировалась традиция награждения передовиков производства – среди мужчин и женщин. Успехи женщин традиционно отмечаются в несколько раз громче, поскольку дискриминация в трудовых правах по признаку пола (сексизм и мизогиния как одна из его форм) по-прежнему не исчезла из нашего общества. Может, это и неверно – но снова привычно. Не сваливать же все награждение скопом на предновогоднюю неделю.
-
Расслабиться и зарядиться позитивом. Дополнительно даются два дня, пусть и не друг за другом, для того, чтобы отдохнуть. Часто вхождение в рабочий режим после новогодних каникул затягивается – а тут способ ненадолго вернуться в праздничную атмосферу. Тем более – позади холодная и порой суровая зима, а впереди тепло и солнце.
-
Посоревноваться в оригинальности. Кто лучше других сделает «банальный» мужской или женский праздник нестандартным и от этого ярким, запоминающимся и даже способным добавить деловой репутации компании? Многие корпорации не просто проводят неизбитые празднования, но и соревнуются в нестандартности.
Однако противники гендерных праздников высказываются порой громче, активнее и с большим числом аргументов в пользу того, что в современных реалиях эти праздники устарели. Вот доводы противников:
1. Искажение смысла, ради которого был учрежден праздник. Как уже прозвучало, 23 Февраля является праздником не для всех мужчин. И вообще не только для мужчин – а для всех людей, кто когда-либо имел отношение к военной службе. Это может быть как мужчина, так и женщина.
Например, социолог, доцент кафедры социологии одного из российских университетов Татьяна Феньвеш в интервью газете «Аргументы и факты» отметила: «Официально в нашей стране 23 февраля – День защитника Отечества. Это значит, что служивших и военнообязанных женщин в этот день нужно поздравлять вместе с мужчинами. В гендерном отношении этот праздник нейтрален. Но не будем отрицать, что традиционно в нашей стране сложилось так, что военнослужащих и защищавших Родину мужчин гораздо больше, чем женщин. Ассоциация с “мужским” днем родилась именно отсюда». Социолог добавила, что в государствах, где воинская обязанность установлена для граждан вне зависимости от пола – например, в Израиле – вопроса о гендерном характере подобного праздника не возникло бы в принципе.
В мире учрежден и Международный мужской день (International Men's Day), который принято отмечать 19 ноября. Этот день существует с 1999 года. Впервые отмеченный в Тринидаде и Тобаго, он нашел поддержку в ряде зарубежных стран, однако в России этот день не стал ни праздничным, ни выходным. Тем не менее идею Международного мужского дня поддержали в ООН и ЮНЕСКО.
Идея учреждения Международного мужского дня базировалась на точке зрения, согласно которой не только женщины, но и мужчины подвергаются дискриминации по половому признаку (такой форме сексизма, как мизандрия). Основными формами проявления мизандрии, по мнению создателей праздника, являются:
- наличие государственной воинской обязанности только для мужчин;
- более высокий возраст выхода на пенсию для мужчин;
- большая степень дискриминации психически больных мужчин и мужчин с нарушениями интеллекта, нежели женщин;
- нарушение прав отцов при раздельном проживании родителей, когда место жительства ребенка по умолчанию определяется с матерью;
- нарушение трудовых прав мужчин в типично женских профессиях;
- более суровые меры уголовной ответственности для мужчин.
Искажение смысла касается и праздника 8 Марта. Как мы говорили, назначением праздника при его учреждении в начале прошлого века была констатация факта: современные женщины по объему прав не отличаются от мужчин. Они имеют такие основополагающие права человека, как избирательное право, право на образование, право на труд, а также право на свободу слова, мысли и убеждений, отличных от мыслей и убеждений отца или мужа. Праздник словно был призван сказать: есть один вид человека на планете – человек разумный, и не важно, какого пола этот человек.
Кстати, и 8 Марта не всегда назывался Международным женским днем. Изначально он носил название Дня международной солидарности трудящихся женщин в борьбе за мир и демократию. Что называется – почувствуйте разницу.
Во второй трети прошлого века (1979), развивая идею полового равенства как основополагающего принципа права, в рамках ООН была разработана Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (далее – Конвенция), к которой вскоре присоединился СССР. «Полное развитие стран, благосостояние всего мира и дело мира требуют максимального участия женщин наравне с мужчинами во всех областях», – говорится в Конвенции.
Конвенция устанавливает, что женщины ни в коем случае не должны подвергаться дискриминации, прежде всего в таких сферах, как:
- гражданские права и свободы (в частности, недопустима сексуальная эксплуатация женщин);
- участие в общественно-политической жизни, в том числе выдвижение на выборные должности в органы власти и местного самоуправления и избирательные права;
- образование, занятость и право на охрану здоровья;
- права в браке и семье.
А что же делают гендерные праздники, вопреки всем международным конвенциям? Они подогревают вредные устаревшие стереотипы, противоречащие нормам писаного права. Рассмотрим этот аспект подробнее.
2. Подогревание вредных стереотипов. Празднование 23 Февраля и 8 Марта в качестве праздников с гендерной окраской не просто искажает изначальный смысл этих праздников, а буквально меняет его на прямо противоположный. Так, 23 февраля создается впечатление, что все мужчины должны состояться именно как защитники Родины и защитники женщин. Отечественный психотерапевт Н.Н. Нарицын отмечает, что, несмотря на все достижения технического прогресса и другие приметы третьего тысячелетия, в обществе на постсоветском пространстве по-прежнему процветает так называемая «двойная мораль». И если задуматься, то от подобной двойной морали мужчины страдают как минимум не меньше, чем женщины.
Почему-то до сих пор в нашем обществе считается, а 23 февраля громко оглашается, что мужчины по определению лучше подготовлены к руководящим и защищающим функциям. В то же время способность руководить зависит не от половых признаков, а от соответствующих черт характера, которыми может оказаться наделенным как мужчина, так и женщина. Доказано серьезными научными исследованиями, что – вопреки опять же расхожему стереотипу – по строению и возможностям головного мозга, а также типу интеллекта среднестатистические мужчина и женщина не отличаются практически ничем.
В неловком положении 23 февраля нередко оказываются мужчины, не служившие в армии. И не важна причина, почему это произошло – на неслужившего мужчину нередко ставится клеймо неодобрения и отторжения. Стереотип «не служил – не мужик» может сильно пошатнуть атмосферу в рабочем коллективе, особенно если такого стереотипа придерживается непосредственный начальник.
А сколько ехидных шуточек отпускается в адрес женского дня! Начиная от «молчи, женщина, твой день – восьмое марта!» и до похвал подруг, какой женщине достался муж – заставляющий забыть о буднях и делающий календарь сплошь состоящим из международных женских дней. Как будто нормально вспоминать о том, что женщины – тоже люди, только в их праздник. Более того, 8 Марта получило окраску праздника именно «домашних» женщин, покорно занявших свое положение «пола второго сорта», и не только дома.
Двойная мораль на работе часто не позволяет мужчинам и женщинам создавать гармоничную команду коллег. Н.Н. Нарицын приводит пример из политики в СССР: первый и последний президент Советского Союза М.С. Горбачев привык в работе полагаться на собственную жену Раису Максимовну, которая сопровождала его во всех поездках в качестве советчика, помощника и консультанта. И именно это дало большую дозу народной нелюбви к персоне Горбачева, когда о нем говорили (а порой и открыто писали – гласность как раз позволила это), что он не может обойтись «без своей бабы». А ведь Горбачева была образованнейшим человеком, окончила университет, имела степень кандидата философских наук.
Огромной проблемой двойной морали остается и то, что она насаждается в постсоветском обществе буквально с раннего детства. Психолог из Казахстана Е.В. Трякина продолжает эту тему: «Общество требует от мальчиков, чтобы они были напористыми, чтобы они были победительными… а при этом от девочки – чтобы она соблюдала фигуру. Мальчика отправляют на какие-то дела и свершения, а девочке напоминают, что если она и дальше будет так разбираться в женихах, ей надо снизить планку требования, а то она останется одна». Более того, мальчика, не соответствующего стереотипам о «настоящем мужчине», могут начать таскать по психологам (а то и по психиатрам), чтобы добиться рекомендаций, как его буквально лечить. «Мамы, папы, дедушки и бабушки вдруг в разговоре с психологом выражают озабоченность в связи с тем, что мальчик не проявляет необходимой, по их мнению, агрессивности, настойчивости, интереса к агрессивным видам спорта. Они считают, что “с ним что-то не то”. Хотя, возможно, при этом мальчик обладает созерцательным складом ума и действительно заинтересован историей, искусством или чем-то еще. Так вот, это тоже сексизм», – продолжает Е.В. Трякина.
3. Формализация и неискренность. Еще одним важным недостатком гендерных праздников их противники называют то, что было также уже частично обозначено выше: их давно отмечают формально, и от этого крайне неискренне. В итоге праздники 23 Февраля и 8 Марта в некоторых компаниях так и называют – «днями общей неловкости». И действительно, все ли сотрудники хотят веселиться в предпраздничные дни? Все ли вообще считают 23 Февраля и 8 Марта «своими» праздниками? Наталья Мальцева, директор по персоналу фармацевтической компании «ЭГИС», развивает эту тему, в каком случае стоит, а в каком не стоит отмечать указанные праздники: «Единственное правило – добрая воля, инициатива должна идти от сотрудников, а не навязываться сверху».
Когда в товарищах согласья нет, или Что делать?
Итак, свою позицию высказали как сторонники, так и противники гендерных праздников. Наверняка в любой организации можно встретить и тех, и других. Так что же делать работодателю? Для начала рекомендуем обратиться к «гласу народа». Современные корпорации – это прежде всего люди, в них работающие. Хотят ли ваши сотрудники придать праздникам гендерную окраску или же они хотят некоего компромисса? Будет лучше, если голосование по этому вопросу пройдет анонимно, чтобы никто не стеснялся высказать свое подлинное мнение, а не навязанное «большинством» или руководством. Также не обязательно, чтобы вся компания отмечала 23 Февраля и 8 Марта в едином стиле – каждый отдел может проявить креативность.
На один аспект стоит обратить особое внимание: если будет принято решение отмечать оба праздника – как мужской и женский дни, не стоит следовать штампам в праздновании. Можно организовать конкурс – какое из подразделений отметит праздники наиболее оригинально. Да и к подаркам стоит подойти с индивидуальных, а не стереотипных позиций.
Каким образом можно найти компромисс? Вот обобщенная корпоративная практика:
1. Учредить единый праздник. Например, день окончания зимы и начала весны, «полового равноденствия» – и провести в этот день (или дни, начав в канун 23 Февраля, а продолжив в канун 8 Марта) общекорпоративное мероприятие. Это не обязательно должен быть «традиционный» и дорогой корпоратив с выпивкой, закусками и концертом, особенно в условиях непростого положения национальной экономики в целом и финансового состояния предприятия в частности. Можно проводить, например, интеллектуальные игры, познавательные лекции, фотоконкурсы, мастер-классы, ярмарки, спортивные мероприятия. Целью праздника, как неоднократно признавались менеджеры по персоналу, устраивающие подобные события, было снятие стресса, накопившегося за зимний период, и осознание неизбежного приближения теплого и солнечного времени года.
2. Вспомнить еще более древние традиции. На конец февраля нередко приходится Широкая Масленица – любимое многими время, когда с энтузиазмом пекут и с удовольствием едят блины. Корпоративный праздник Масленицы, несмотря на свои старорусские корни, может понравиться даже в компании с мультинациональным и мультикультурным персоналом. И в этом случае можно провести забавные полуспортивные конкурсы, дегустацию угощений, сделанных своими руками, игры и викторины.
3. Провести праздник уникальных корпоративных ценностей, связанных с качествами работающих в компании людей. Многие отмечают, что «гендерный» характер праздников 23 Февраля и 8 Марта – это дань ценностям прошлого, уходящего корнями даже не в прошлый, а в позапрошлый век. А если задуматься, чем ценны сотрудники конкретной корпорации, кроме пола? Ведь пол, как и Родину и родителей, люди не выбирают. Попробуйте сказать: «Наши сотрудники самые…» – и продолжить эту фразу, какие? Можно даже устроить опрос среди коллег, и пусть победят самые оригинальные точки зрения.
В любом случае, какой бы сценарий ни был выбран, давайте повторим еще один тезис, уже прозвучавший ранее: самое главное – в том, что любой праздник должен быть праздником, а не обязанностью, выполняемой из-под палки. Решающее слово, каким образом в компании стоит отмечать оба дня, должны сказать ее непосредственные сотрудники.