С кем необходимо согласовывать номенклатуру дел?
Обязательно ли государственному бюджетному учреждению (ГБУ) согласовывать номенклатуру дел с ЦЭПК Росархива?
Возможности номенклатуры дел как классификатора документов в большинстве организаций, к сожалению, недооценены. А система электронного документооборота (СЭД), в сущности, представляет собой систему метаданных и электронных форм для создания и учета (регистрации) документов, комплекс классификаторов и справочников, систему управления правами доступа. СЭД должна позволять маршрутизировать документопотоки, иметь хранилище для текущего (оперативного) хранения документов и проведения экспертизы ценности. Давайте разберемся, как можно использовать номенклатуру дел в СЭД для управления документами организации.
Номенклатура дел является многофункциональным документом, который позволяет фиксировать и учитывать состав документального фонда организации в систематизированном виде.
На первом уровне классификации выделяются разделы номенклатуры дел:
Документальный фонд подразделяется таким образом на функциональные документные комплексы.
На втором уровне классификации в номенклатуре дел фиксируются категории дел по степени их значимости и принадлежности к системам документации с учетом принципа взаимосвязи документов и их значения для полного раскрытия вопросов деятельности. Именно на этом этапе в каждом разделе номенклатуры дел обеспечивается последовательность расположения категорий дел:
См. статью «Разработка номенклатуры дел: классика жанра» журнала № 12′ 2010
См. статью «Индексация дел в компаниях со сложной структурой» журнала № 9′ 2016
Какие документы включать в номенклатуру ИТ-подраз-деления, читайте в статье «Разработка номенклатуры дел: трудные и особенные случаи» журнала № 11′ 2015
Как при передаче на аутсорсинг кадров и бухгалтерии формировать номенклатуру дел (что в нее включать), читайте в ответе на вопрос журнала № 11′ 2017
А на третьем уровне классификации документов в номенклатуре дел закрепляется и учитывается состав дел, т.е. первичных комплексов документов структурных подразделений. Документы систематизируются и формируются в дела в соответствии с признаками заведения дел. Их шесть:
Обратите внимание: носитель документа не имеет значения, т.к. документы, создаваемые в информационных системах организации, классифицируются и систематизируются в составе документального фонда по таким же правилам, как и документы в бумажной форме.
Название информационной системы и электронная форма документов (дела) обычно фиксируются в графе «Примечание» номенклатуры дел, а общее количество электронных дел отражается в итоговой записи к ней отдельной строкой.
Требования к разработке номенклатуры дел как классификатора отразились в следующих действующих на настоящий момент нормативных правовых актах и методических документах:
Опыт лучших практик показывает, что правила разработки номенклатуры дел лучше регламентировать в отдельном локальном нормативном акте организации, а не оформлять их в составе Инструкции по делопроизводству.
Требования к информационным системам электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти, учитывающих в том числе необходимость обработки посредством данных систем служебной информации ограниченного распространения (утв. приказом Минкомсвязи от 02.09.2011 № 221), в п. 19 говорят, что «в классификационной схеме СЭД… должны быть предусмотрены разделы и подразделы, соответствующие разделам и подразделам номенклатуры дел…».
См. статью «Новый нормативный документ – Примерная инструкция по делопроизводству в государственных организациях» журнала № 10′ 2018
Правильно разработанная номенклатура дел сразу дает для проектирования СЭД:
Номенклатура дел – это не иерархический классификатор (как думает большинство ИТ-специалистов), а матричный. Его возможная структура показана в Схеме 1. Такой матричный классификатор отражает реальные связи функций и документов (дел) по каждому подразделению, что позволяет правильно маршрутизировать документопотоки и обеспечить реальный электронный документооборот в организации.
Схема 1. Матричная схема номенклатуры дел структурного типа
В номенклатуре дел и в СЭД должно быть определено, какие документы существуют и оформляются в статусе бумажных оригиналов, а какие – в электронной форме. В СЭД должна быть возможность управления шаблонами создания электронных оригиналов и электронных копий документов. И, наконец, при правильной функциональности СЭД автоматически могут быть получены (как отчеты из системы на требуемую дату):
Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для
этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:
А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!
Обязательно ли государственному бюджетному учреждению (ГБУ) согласовывать номенклатуру дел с ЦЭПК Росархива?
Опыт крупной организации по внедрению простой электронной подписи (ЭП) для перевода в цифру внутренних документов изложен в виде оптимального порядка действий (кто что должен сделать). Разбираются варианты визуализации на документах квалифицированной и простой ЭП. Зачем работодателю выпускать сертификат для простой ЭП. Как обозначить круг документов и действия с ними, для которых можно применять простую ЭП. Опубликованы примеры приказа о внедрении новой технологии и Положения об использовании простой ЭП в организации, а также согласия работника на признание равнозначности его простой ЭП собственноручной подписи на бумажном носителе.
Какой функционал системы электронного документооборота не только повышает удобство ее использования, но и работает на информационную безопасность организации: как организовать распределение прав доступа, что дает протоколирование действий пользователей, что помешает удалить нужный документ, когда поможет штрихкодирование и шифрование документов, зачем сохранять все версии проекта документа, какими электронными подписями снабдить пользователей.
Зачем нужны номенклатуры дел организации и ее структурных подразделений. Кто разрабатывает и подписывает номенклатуру подразделения. По какой форме ее составлять и как можно оптимизировать. Какие дела стоит завести для формирования в них приказов по личному составу (т.е. нельзя их все собирать в 1 дело). Сколько и где хранить документы-основания к ним (возможны варианты). Как срок «50/75 лет ЭПК» из Перечня 2019 года трансформировать в более конкретный в номенклатуре дел кадровой службы. Сколько хранить копии документов, журналы регистрации приказов, книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним. Как разбить номенклатуру дел на разделы. Какова последовательность расположения документов кадровой службы. Зачем в конце каждого раздела предусматривать хотя бы одну пустую строку. Приводим пример номенклатуры дел кадровой службы.
В конце года необходимо составить (или актуализировать имеющуюся) номенклатуру дел на следующий год. Если в вашей организации ее еще нет, то эта статья поможет исправить данную ошибку. Ведь без номенклатуры дел невозможно систематизировать имеющиеся документы и наладить соблюдение сроков их хранения. Мы объяснили, какие документы необходимо включить в номенклатуру дел, как сформировать заголовки дел (которые потом будут переноситься на их обложки), как их проиндексировать, как установить сроки хранения, какую структуру номенклатуры выбрать, чем отличается номенклатура дел организации от номенклатуры структурного подразделения, как оформить, подписать, согласовать и утвердить документ, что заполняется перед началом делопроизводственного года и что — по его окончании.
Зачем нужны номенклатуры дел организации и ее структурных подразделений. Кто разрабатывает и подписывает номенклатуру подразделения. По какой форме ее составлять и как можно оптимизировать. Какие дела стоит завести для формирования в них приказов по личному составу (т.е. нельзя их все собирать в 1 дело). Сколько и где хранить документы-основания к ним (возможны варианты). Как срок «50/75 лет ЭПК» из Перечня 2019 года трансформировать в более конкретный в номенклатуре дел кадровой службы. Сколько хранить копии документов, журналы регистрации приказов, книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним. Как разбить номенклатуру дел на разделы. Какова последовательность расположения документов кадровой службы. Зачем в конце каждого раздела предусматривать хотя бы одну пустую строку. Приводим пример номенклатуры дел кадровой службы.
Как отразить документы с ограниченным доступом в номенклатуре дел? Если их очень мало или среднее количество, то их можно по-разному включить в обычную номенклатуру дел. Но когда их становится много, то пора разрабатывать отдельную номенклатуру. В статье мы показали все три варианта.
Показали 2 варианта действий: а) как можно утвердить изменения к первоначальной номенклатуре дел на 2020 год, которую подготовили еще в конце 2019 года; б) как утвердить новую номенклатуру на этот год. Они сопровождаются примерами оформления документов. Мы рекомендуем оптимальное распределение обязанностей между службой делопроизводства организации и другими подразделениями, а также удобный функционал MS Word, чтобы вы ничего не упустили. Показали 2 варианта действий: а) как можно утвердить изменения к первоначальной номенклатуре дел на 2020 год, которую подготовили еще в конце 2019 года; б) как утвердить новую номенклатуру на этот год. Они сопровождаются примерами оформления документов. Мы рекомендуем оптимальное распределение обязанностей между службой делопроизводства организации и другими подразделениями, а также удобный функционал MS Word, чтобы вы ничего не упустили.