Сравниваем плюсы и минусы покупки автомобиля гражданами в кредит и организациями в лизинг. Рассказываем, какие преимущества дает генеральному директору и собственнику бизнеса покупка автомобиля в личную собственность в качестве потребителя вместо покупки на юрлицо. В частности, в какой суд в случае чего можно обратиться, каков будет размер госпошлины, каким образом рассчитываются сроки возврата и гарантийного ремонта, есть ли возможность вернуть потраченные средства в 100% размере и даже больше. Приводим образец требования гражданина в адрес компании-продавца о безвозмездном устранении существенного недостатка товара, которым можно воспользоваться на практике.
Среди руководителей, фактических собственников компаний, бухгалтеров и юристов ходит устойчивый миф о том, что выгоднее покупать автомобиль на юридическое лицо (в т. ч. в лизинг). Обычно озвучиваются следующие плюсы. Во-первых, можно принять к вычету «входной» НДС при покупке машины. Во-вторых, можно отнести лизинговые платежи на расходы и уменьшить налог на прибыль. Однако доводы о выгоде логичны, пока автомобиль не начинает ломаться и новый владелец захочет его отремонтировать или вернуть деньги. И тогда после поломки выясняется, что автомобиль, оформленный на юридическое лицо – это настоящая головная боль. Если же купить машину как потребитель (и оформить ее на физическое лицо), то можно пользоваться нормами закона о защите прав потребителей, который дает покупателю – физическому лицу, приобретающему и использующему товары исключительно для личных, семейных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, ощутимые выгоды.
Разберем подробнее на первый взгляд неочевидные преимущества для оформления сделок физическими лицами.
Выбор суда и расходы по оплате госпошлины
Потребитель – физическое лицо имеет право выбора, куда подать иск:
- по месту нахождения ответчика,
- по месту заключения договора
- либо по месту своего жительства (п. 2 ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», ч. 7 ст. 29 ГПК РФ).
Организации же обязаны подавать иск только по месту нахождения ответчика, то есть автосалона (ст. 35 АПК РФ).
Естественно, судиться у себя «дома» гораздо удобнее. Не нужно тратить деньги на проезд до суда, гостиницу и пр.
Далее. Потребитель при стоимости машины, например не превышающей 1 млн рублей, при подаче иска в суд общей юрисдикции может не платить госпошлину, так как иски до этой суммы для потребителей госпошлиной не облагаются (подп. 4 п. 2 и п. 3 ст. 333.36 НК РФ). Если автомобиль стоит, скажем, 12 млн рублей и выше, то потребитель платит максимальную пошлину 60 000 рублей и на этом все (подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).
Юридические лица, имеющие такой же автомобиль стоимостью до 1 млн рублей, при подаче иска в арбитражный суд заплатят 23 000 рублей (подп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ). Если же автомобиль стоит 12 млн рублей и больше, то госпошлина составит минимум 83 000 рублей, а максимум 200 000 рублей (подп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).
Что называется, делайте выводы!
Повод обратиться за ремонтом и возвратом автомобиля и сроки для защиты своих прав
Потребитель, обнаруживший любой дефект в автомобиле, может вернуть его в течение 15 дней со дня покупки (абз. 8 п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей). Юридические лица этого сделать не могут (ст. 475 ГК РФ).
Для потребителей установлен предельный срок гарантийного ремонта – 45 дней. Если он будет нарушен, можно отказаться от автомобиля и потребовать возврата денег или новую машину (абз. 10 п. 1 ст. 18, ст. 20 Закона о защите прав потребителей). Организации же не могут отказаться от договора в течение 45 дней, если иной срок не прописан в договоре. Более того, в договоре с организацией можно указать любой срок гарантийного ремонта. Это может быть и 70, и 90, и сколько угодно больше дней (ст. 475 ГК РФ).
У потребителя-гражданина есть еще одно основание вернуть автомобиль – если из-за неоднократных ремонтов им нельзя было пользоваться более 30 дней в период гарантийного срока (абз. 11 п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей). Юрлица таким правом не наделены (ст. 475 ГК РФ).
Как видите, у физлиц в отличие от организаций есть 3 дополнительных повода вернуть сломанный автомобиль. Но и это еще не все.
Потребитель может вернуть автомобиль даже после того, как истекла гарантия. Для них установлен дополнительный срок – срок службы автомобиля, в течение которого изготовитель машины должен делать бесплатный ремонт существенных недостатков в течение 20 дней или вернуть деньги (п. 6 ст. 19 Закона о защите прав потребителей). Срок службы по общему правилу составляет 10 лет (ст. 6 Закона о защите прав потребителей). Причем организации не могут предъявлять требования по сроку службы, так как для них он не предусмотрен (ст. 470–473 ГК РФ).
На практике это имеет очень серьезные последствия.
К нам обратилась организация, на которую был оформлен дорогой автомобиль. Через 3 года гарантии у авто сломался двигатель. К сожалению, руководство компании пришлось разочаровать, поскольку ремонтировать машину за несколько миллионов рублей им пришлось за свой счет, так как гарантия закончилась и им никто ничего не должен.
В то же время к нам обратился гражданин со схожей проблемой. Сломался двигатель, как только истекла гарантия. Нам удалось добиться от импортера бесплатного ремонта, а также возмещения всех расходов: на транспортировку, юриста, эксперта. Для этого мы подали требование на ремонт импортеру автомобиля, который указан в паспорте транспортного средства, найдя в открытом доступе его юридический адрес.
У компании было 20 дней на ремонт с учетом транспортировки. В итоге ремонт сделали за 40 дней, но автомобиль возвращать мы не стали, поскольку клиент очень хотел его сохранить. Образец реальной претензии к импортеру автомобиля см. в конце статьи.
Больше возможностей по реальному получению денег
Потребитель может вернуть автомобиль на выбор – автосалону или изготовителю (импортеру) автомобиля (п. 2–3 ст. 18, п. 1 ст. 19 Закона о защите прав потребителей). Так что, если автосалон закрылся, для потребителя это не страшно, для претензий всегда есть изготовитель.
Организации же могут вернуть автомобиль только продавцу-автосалону, поэтому если тот закроется, то можно остаться со сломанной машиной (ст. 475 ГК РФ).
Больше денежных компенсаций
В случае конфликта юридические лица могут претендовать на разницу в стоимости с новым автомобилем и неустойку по ст. 395 ГК РФ в размере ключевой ставки ЦБ РФ. Неплохо, но не так уж и много.
Потребитель же может получить:
1) разницу в стоимости с новой машиной (п. 4 ст. 24 Закона о защите прав потребителей);
2) компенсацию всех процентов по потребительскому автокредиту (п. 6 ст. 24 Закона о защите прав потребителей);
3) неустойку 1% в день от стоимости нового автомобиля (п. 1 ст. 23 Закона о защите прав потребителей);
4) штраф 50% от всех сумм, которые будут присуждены (абз. 1 п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей).
Приведем пример судебного решения из нашей практики.
Потребитель обратился в суд в связи с тем, что в течение 15 дней после покупки автомобиля он обнаружил неоговоренный недостаток в б/у автомобиле и потребовал:
- стоимость автомобиля по договору купли-продажи;
- проценты по потребительскому кредиту;
- неустойку за просрочку требований о возврате денежных средств;
- штраф;
- компенсацию морального вреда;
- расходы по оплате услуг представителя;
- расходы на досудебную экспертизу;
- расходы по уплате госпошлины.
Суд требования истца удовлетворил частично, снизив лишь размер неустойки и морального вреда (решение Красногвардейского районного суда г. Санкт-Петербурга от 15.06.2022 по делу № 2-168/2022).
Исходя из изложенного, полагаем, что выгоднее покупать автомобиль именно в статусе потребителя – к чему и призываем читателей.
А теперь приведем образец требования о безвозмездном устранении существенного недостатка товара, которым можно воспользоваться на практике, чтобы разрешить спор без суда.
Пример 2. Требование гражданина к компании-изготовителю о безвозмездном устранении существенного недостатка товара