Top.Mail.Ru
Несмотря на общую нестабильную ситуацию и турбулентность в нашей стране, многие специалисты в своих отраслях выделяют положительные тенденции. Журнал «Юридический справочник руководителя» попросил четырех экспертов прокомментировать изменения, произошедшие в 2023 году, выделив наиболее яркие в уголовном, банкротном, налоговом и трудовом законодательстве, в ведении воинского учета и в сфере охраны труда. Результатами делимся с вами.

Анна Луданина,
адвокат Адвокатского бюро «ЕМПП»


— На удивление, можно отметить, что в 2023 году наблюдается тенденция на либерализацию и гуманизацию уголовного законодательства по преступлениям в сфере предпринимательской деятельности. Выделить хочется следующие направления законотворчества.

Во-первых, совершенствуется порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям. Еще в 2022 году законодатель вернул специальный порядок возбуждения дел по ним. Теперь уголовное дело о любом из предусмотренных ст. 198–199.2 УК РФ преступлений может быть возбуждено только в случае направления соответствующих материалов налоговыми органами (ранее аналогичный порядок действовал с 2011 по 2014 год). Следовательно, в настоящий момент исключается возбуждение уголовных дел по указанным статьям в случае проведения проверок правоохранительными органами по их инициативе.

Однако весь 2023 год обсуждалась правовая коллизия о том, какие именно материалы должны быть направлены налоговыми органами для принятия постановления о возбуждении уголовного дела:

  • вступившее в силу решение налогового органа (в силу п. 3 ст. 32 НК РФ)
  • или любые иные материалы, которые, по мнению налогового органа, могут свидетельствовать о совершении налогового преступления (в силу п. 3 ст. 82 НК РФ).

В уходящем 2023 году заместитель Генерального прокурора дал по этому поводу разъяснения1, в которых прямо указал, что прокуратура отдает приоритет п. 3 ст. 32 НК РФ, то есть возбуждение уголовного дела по налоговым составам может быть только после вступления решения налогового органа о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение и истечения 75 дней, предусмотренных для исполнения обязанности по возмещению недоимки.

Тем не менее юридическая сила такого разъяснения носит достаточно спорный характер. Поэтому хотелось бы, чтобы в 2024 году законодатель официально закрепил в УПК РФ положение о том, что поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных ст. 198–199.2 УК РФ, служат только материалы, направленные налоговыми органами в соответствии с п. 3 ст. 32 НК РФ для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Во-вторых, планируется повысить порог размеров ущерба, криминализирующих деяния. На рассмотрении в Госдуме РФ находится законопроект (принят в первом чтении по состоянию на 24.11.2023)2, в котором предлагается увеличить пороги размеров ущерба, криминализирующие деяния, по некоторым преступлениям в сфере предпринимательской деятельности.

В частности, предлагается повысить пороги в следующих составах:

  • ст. 170.2 УК РФ («Внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории»): с 2,25 млн до 3,5 млн рублей, а особо крупный ущерб, образующий квалифицирующий признак, с 9 млн до 13,5 млн рублей;
  • ст. 178 УК РФ («Ограничение конкуренции»), в которой доход в крупном размере повышается с 50 млн до 80 млн рублей, а особо крупный – ​с 250 млн рублей до 395 млн рублей. При этом крупный ущерб по примечанию к ст. 178 УК РФ увеличивается с 10 млн до 16 млн рублей, а особо крупный – ​с 30 млн до 47 млн рублей;
  • ст. 180 УК РФ («Незаконное использование средств индивидуализации товаров, работ, услуг»), в которой крупный ущерб повышается с 250 тыс. до 400 тыс. рублей.

Однако применение вышеперечисленных статей нечасто встречается на практике, поэтому наиболее актуальным и существенным для бизнеса предложением этого законопроекта является повышение порогов по налоговым преступлениям, а именно:

  • ст. 199 УК РФ («Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией – ​плательщиком страховых взносов»), а также ст. 199.1 УК РФ («Неисполнение обязанностей налогового агента»), в которых размер ущерба, образовывающий преступление, повышается с 15 млн до 35 млн рублей, а особо крупный – с 45 млн до 100 млн рублей;
  • ст. 199.3 УК РФ («Уклонение страхователя – ​физического лица от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд»), в которой криминализирующий ущерб повышается с 1,8 млн до 4 млн рублей;
  • ст. 199.4 УК РФ («Уклонение страхователя-организации от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд»), в которой криминализирующий ущерб повышается с 6 млн до 13,5 млн рублей, а особо крупный – ​с 30 млн до 67,8 млн рублей.

Законопроект в целом можно оценить положительно. В случае его принятия в указанной редакции практика привлечения предпринимателей по налоговым составам явно будет изменена в лучшую сторону.

Однако нет полной уверенности в том, что законопроект будет действительно принят в такой редакции. В частности, нельзя не обратить внимания на официальный отзыв Правительства РФ3, которое крайне негативно отнеслось к повышению порогов размеров ущерба по налоговым преступлениям. В отзыве, в том числе указывается, что в 2022 году уже был изменен порядок возбуждения уголовных дел по налоговым составам, и этого, по мнению Правительства РФ, должно быть и так достаточно для либерализации уголовного законодательства.

Остается надеяться, что законопроект все-таки будет подписан в том виде, в котором он принят в первом чтении.

Кроме того, хотелось бы отметить, что с учетом инфляции законодателю необходимо обратить внимание и на повышение криминализирующих порогов размеров ущерба по многим другим составам, в первую очередь по часто применяющимся «классическим» хищениям (ст. 158, 159 и 160 УК РФ и др.). Хотелось бы, чтобы это случилось в наступающем 2024 году, тем более что все предпосылки для этого есть.

А Минюст России уже разработал законопроект4 о повышении пороговых значений ущерба по преступлениям, предусмотренным ст. 146 («Нарушение авторских и смежных прав») и 165 УК РФ («Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием»; эта статья в последнее время довольно активно стала применяться на практике).


Игорь Ляшенко,
юрист правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры»


— Если говорить о сфере банкротства, то мы, пожалуй, выделили бы положительную тенденцию расширения механизмов юридической защиты собственников бизнеса от субсидиарной ответственности.

В конце 2022 года у собственников и топ-менеджеров бизнеса расширились возможности правовой защиты своих интересов в рамках дел о банкротстве юридических лиц5. Поправки касались прав контролирующих должника лиц на обжалование судебных актов, которые могут повлиять на размер их потенциальной субсидиарной ответственности. Нововведения появились в законодательстве по итогам рассмотрения в Конституционном Суде РФ жалобы гражданина, считавшего, что его права в деле о банкротстве как контролирующего должника лица нарушаются существующим законодательным регулированием. На момент рассмотрения жалобы оно не позволяло заинтересованным лицам, привлеченным к субсидиарной ответственности, обжаловать судебные акты о включении требований кредиторов в реестр6.

Круг лиц, обладающих набором прав и обязанностей как в рамках процедуры банкротства в целом, так и в рамках обособленных споров в деле о банкротстве, определен п. 1 ст. 34 Федерального закона от 26.10.2002 № 127‑ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»7.

До недавнего времени судебная практика стояла на позиции, что привлекаемое к субсидиарной ответственности лицо является лишь участником обособленного спора и не относится к числу лиц, перечисленных в указанной статье. Следовательно, его права непосредственно не затрагиваются судебным актом по итогам рассмотрения требования кредитора, поэтому и право обжаловать такой судебный акт у него отсутствует8.

Постановление № 49-П изменило подобный подход. Судьи пришли к выводу, что процесс формирования реестра требований кредиторов затрагивает права и законные интересы контролирующего должника лица даже в случае, когда оно непосредственно не названо в конкретном судебном акте. В рамках обособленного производства у такого лица отсутствует возможность оспорить размер задолженности должника перед кредитором и обоснованность включения соответствующего требования в реестр. Необходимость реализовать конституционные права этих лиц, обеспечить их надлежащими средствами судебной защиты, в том числе возможностью обжаловать судебное решение, принятое в рамках дела о банкротстве по результатам рассмотрения заявления кредитора о включении его требований в реестр требований, привела к внесению изменений в ст. 34 и 61.15 Закона о банкротстве.

У контролирующего лица появилось право «упреждающего участия» в деле о банкротстве даже при отсутствии принятого к рассмотрению заявления о привлечении к субсидиарной ответственности. В 2023 году собственники бизнеса начали этим активно пользоваться. Теперь они могут не только обжаловать ранее принятые судебные акты (что очень важно, с восстановлением искового срока), но и принимать участие в текущих судебных разбирательствах по рассмотрению заявленных требований.

На практике суды уже подтверждают право контролирующего лица на обжалование судебных актов, влияющих на размер субсидиарной ответственности и без возбужденного обособленного спора, в том числе – ​и вне рамок дела о банкротстве. Позитивная динамика наметилась в деле № А40-17994/2017, где было подтверждено право единственного участника на обжалование судебного акта9.

Право контролирующего лица на обжалование судебных актов также получило свое развитие в обзоре судебной практики. ВС РФ подтвердил наличие у контролирующего должника лица, в отношении которого предъявлено требование о привлечении к субсидиарной ответственности в деле о банкротстве, право обжаловать решение суда, ставшее основанием для включения требований в реестр требований кредиторов10.

Контролирующее должника лицо получило возможность участвовать в деле о банкротстве как на основании специального ходатайства, по итогам рассмотрения которого суд привлекает такое лицо к участию в деле о банкротстве, так и с момента принятия к рассмотрению заявления о привлечении к ответственности. При этом подача такого ходатайства не является признанием заявившим лицом вины в банкротстве должника и не может служить основанием для привлечения его к ответственности. В отсутствие спора об ответственности, контролирующее лицо сможет оспаривать судебные акты по формированию реестра кредиторов и осуществлять иные процессуальные действия только при наличии одобренного ходатайства о привлечении к участию в деле о банкротстве. В противном случае это приведет к отказам в восстановлении сроков на обжалование судебных актов11.

Тем не менее круг возможностей процессуальной защиты контролирующих лиц остается ограниченным. Например, в соответствии с позицией Арбитражного суда Московского округа, привлеченные к субсидиарной ответственности лица не имеют самостоятельного процессуального интереса в обращении с заявлением о взыскании убытков с иных лиц, хотя удовлетворение такого заявления может привести к распределению взысканных сумм между всеми лицами, в отношении которых такое заявление удовлетворено12.

На наш взгляд, новая редакция положений ст. 34 и 61.15 Закона о банкротстве должна способствовать развитию всестороннего подхода в судебной практике по вопросу размера субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц. С учетом того, что размер такой ответственности напрямую зависит от формирования реестра требований кредиторов, возникновение у собственников и руководителей бизнеса права на участие в рассмотрении заявленных требований – ​справедливо и закономерно.

Думаю, мы вправе предположить, что в 2024 году нормативный каркас, появившийся в результате изменений в Законе о банкротстве, будет обрастать судебной практикой. При этом судам придется самим определять круг вопросов, разрешение которых может отразиться на размере субсидиарной ответственности контролирующего лица, так как действующая редакция п. 4 ст. 34 Закона о банкротстве значительно расширяет пределы судебного усмотрения.

Например, уже сейчас право собственников бизнеса на обжалование судебных актов, влияющих на размер потенциальной ответственности, начинает выходить за пределы дела о банкротстве в отдельные исковые производства. Так, в этом году Верховный Суд РФ подтвердил наличие у контролирующего должника лица права обжаловать решение суда, ставшее основанием для включения требований в реестр требований кредиторов13.


Елена Кожемякина,
управляющий партнер юридической компании BLS


— Несколько лет назад, когда вводили кадровый электронный документооборот и дистанционный труд, ужесточались проверки, казалось, что тот период был очень насыщенным. Сейчас понимаешь, что это были «цветочки»: каждый год преподносит много новых задач и сюрпризов. В уходящем году, руководствуясь поступившими от наших клиентов запросами, мы выделили шесть основных проблемных мест.

Во-первых, год начался с глобальной перемены. Появился Социальный фонд России, новая форма отчетности ЕФС-1, объединившая несколько старых форм, и единый налоговый счет для взносов и платежей. Настройка более-менее нормального процесса у работодателей заняла 2–4 месяца: все это время мы регулярно получали вопросы о том, как что и где надо заполнять и отправлять. Даже сейчас продолжают появляться новые запросы в этой сфере. Полагаем, что отладить всю систему получится уже в следующем году, по итогам формирования годовых отчетностей. И это если не появится дополнительных законодательных новшеств.

Вторым эпохальным событием стала реформа воинского учета. Весь год, даже раньше – ​берем период с лета 2022 г., прошел в экстренных и хаотичных действиях. Одни поправки вводились за другими. Только работодатель начинал вникать в курс дела и корректировать свои локальные нормативные акты, как в законе появлялось еще что-то новое. Электронные повестки, гарантии мобилизованным, новые обязанности у работодателей (и соответственно, работников, ведущих воинский учет), повышения размеров штрафов… Увы, но изменения были в духе «вот вам новые обязательства – ​вот вам новые штрафы». А начать стоило бы с главного – ​помочь работодателям объяснить сотрудникам, почему надо встать на воинский учет в кратчайший срок. На практике зачастую выходило так: сотрудник не отвечал на запросы руководителя, полагая, что в таком случае перед госорганами будет виноват работодатель. Надеемся, в ближайшее время новые изменения нас минут, чтобы работодатели смогли в спокойном режиме настроить и систематизировать воинский учет, провести нормальную разъяснительную работу с персоналом.

В-третьих, надо сказать о диджитализации. Она идет вперед. Можно вспомнить про электронный документооборот в сфере охраны труда, работу через кабинет работодателя на госуслугах, машиночитаемые доверенности и др. Думаем, через 5–7 лет до 90% кадровых процессов перейдет в цифру. Это не только удобно, но и заметно снижает трудозатраты. Однако пока не все гладко. С одной стороны, многие документы по трудовому законодательству до сих пор надо оформлять на бумаге (в этой части опасения законодателя по поводу злоупотреблений со стороны работодателей оформлением «цифровых» увольнений и т.п. понять можно), и многим организациям приходится дублировать документы в электронном и обычном виде. В условиях экономии бюджета при введении электронного кадрового документооборота работодателям важно понимать, когда и как окупятся затраты. С другой стороны, техническая реализация перехода в цифру часто подводит. В частности, многие пользователи жалуются на сбои в использовании сайта «Работа в России» и проблемы со взаимодействием через портал госуслуг. В итоге дублировать цифровые документы на бумаге приходится уже не из-за требований законодательства, а риска попасть под какой-нибудь штраф.

В-четвертых, весь год на слуху оставалась тема персональных данных. Основные новшества в ней произошли в 2021–2022 годах, но последние изменения вступили в силу 01.03.2023. Так, стал обязательным акт об уничтожении персданных, надо информировать Роскомнадзор об утечке персданных и оценивать вред. Если смотреть с точки зрения трудового законодательства, то персональные данные входят в тройку самых рисковых зон для работодателей (наряду с воинским учетом и охраной труда) – ​по возможным санкциям и размерам штрафов. Привести в норму и содержать в порядке документальный фонд – ​требует усилий, это постоянная системная работа. Например, сейчас для каждой цели обработки персданных требуется отдельное согласие. Его необходимо получать не только у сотрудников, но и у соискателей, посетителей офиса, клиентов. Мы как-то посчитали, что в компании со штатом до 1000 человек может быть 40–50 документов по персональным данным. Эту работу лучше не откладывать.

В-пятых, работодателей волновали (и продолжают волновать) вопросы охраны труда. В последние годы поправки вступают в силу дважды в год: с 1 марта и с 1 сентября. Прошлой весной вступили в силу новые правила обучения по охране труда и изменился порядок расследования несчастных случаев. А осенью этого года – ​правила в отношении средств индивидуальной защиты (СИЗ). Самое важное в них – ​новые правила выбора, хранения, выдачи и утилизации СИЗ. В связи с этим для многих работодателей стала актуальна сопутствующая задача: обучение и инструктажи по охране труда для удаленных работников. Напомним, что на постоянной «дистанционке» они не нужны, но если у вас смешанная / гибридная система и сотрудники появляются в офисе, все мероприятия по охране труда проводить надо. Практика показала, что это стало одной из серьезных проблем для работодателей в 2023 году. Еще одно важное нововведение – ​дистанционные медосмотры с 1 сентября. Для этого необходимо использовать медицинские изделия, которые удаленно передают информацию о состоянии здоровья, причем работники должны пройти идентификацию личности. Как и для многих новаций, точный алгоритм таких осмотров будет понятен, видимо, уже в 2024 г. Но определить категории сотрудников, внести изменения в ЛНА стоит уже сейчас. Тем более что это в интересах самих работодателей – ​новая инициатива может сэкономить много времени и для работников, и для работодателя.

Ну и наконец, последний блок работы – ​социальное страхование и связанные с ним выплаты, а также допгарантии работникам. В этой сфере произошло сразу несколько изменений, которые потребовали от работодателей внимания и контроля. С января право на оплачиваемый больничный и пособие по беременности и родам получили физлица, с которыми компания заключает договоры на выполнение работ и оказание услуг. Таких в последнее время становится все больше. Добавим еще право на обязательное медицинское страхование для сотрудников-иностранцев, которое появилось у них в 2023 году. Соответственно, теперь для них тоже надо контролировать выплату страховых взносов. И конечно, нельзя не вспомнить о дополнительных гарантиях работникам с детьми-инвалидами. С 01.09.2023 один из родителей, опекун или попечитель может раз в год по согласованию с работодателем взять подряд до 24 оплачиваемых дней.

И это лишь часть новых задач и проблем, которыми активно занимаются работодатели в лице HR. Судя по темпу, в котором мы сейчас живем, и по активности законодателя, в ближайшие год-два вряд ли удастся «снизить скорость». Наоборот, задач (и связанных с их выполнением вопросов) может стать еще больше. Поэтому, думаем, надо на Новогодних каникулах максимально набираться сил и выйти в новом году на работу с уже четко распределенными приоритетами.


Марина Ризванова,
генеральный директор АКГ «Уральский союз»


— Принятые в уходящем, 2023, году поправки были не настолько масштабны, как в 2022 году. Мы бы, пожалуй, отметили пять самых интересных, причем не только положительных, но и отрицательных для организаций.

Во-первых, наиболее значимым стало введение единого налогового платежа и единого налогового счета. Изменение было революционным, до сих пор не все последствия перехода устранены. Начало и весна года были омрачены постоянными нестыковками, накладками и разногласиями. Введенная в 2023 году система была явно сырой. Доходило до того, что появлялись неформальные указания ФНС России о неприменении санкций к налогоплательщикам! Проблемы внедрения были ожидаемы, организации, имевшие на конец 2022 года достаточно свободных средств, просто пополняли счет на всякий случай с запасом, а затем наблюдали, как все налаживается. Кстати, жалобы, связанные с новой системой, рассматриваются до сих пор.

Во-вторых, по основным федеральным налогам (НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ) сроки подачи отчетности сместили на 25 число соответствующего месяца, а сроки уплаты – ​на 28-е, «разнеся» во времени декларирование и уплату теперь уже единого налогового платежа. Этот порядок интуитивно проще для исполнения, и 3 дня для накопления «налоговых» денег также не стали лишними.

В-третьих, по налогу на имущество организациям стало не нужно подавать декларации, если объекты облагаются по кадастровой стоимости. ИФНС должна присылать уведомление. Момент положительный, ранее таким порядком пользовались только физические лица.

В-четвертых, по НДФЛ изменился момент признания дохода в виде зарплаты. Им стала дата выплаты (в т.ч. аванса, который теперь становится полноценным доходом). Но в расчетах по налогу стало нужно отдельно выделять суммы, удержанные по 22 марта, 22 июня и 22 сентября. При этом отменен запрет на добровольную уплату НДФЛ за счет налоговых агентов. Это не очень приятное изменение, ведь зарплатным специалистам и отделам бухгалтерии работы существенно прибавилось. Шансы же нарушить сроки и получить штраф – ​тоже увеличились. Любое привыкание к новой системе – ​риск нарушений и, соответственно, штрафов. Они уже налагаются, успешно пополняя бюджет.

В-пятых, масштабные изменения затронули сферу воинского учета (это, скорее всего, второе по значимости событие года, не считая единого налогового счета). Отчетность в военкоматы многократно сократилась по срокам (например, по приему / увольнению – ​с 2 недель до 5 дней), а за нарушения установленного порядка могут быть наложены многократно большие по суммам (с октября) штрафы. Соответствующий участок работы в организациях моментально стал значимым, отнимающим рабочее время и создающим нагрузку, предполагающую ее оплату. И не важно, «полтора совместителя» работают в компании или десятки тысяч. В связи с поправками некоторые микропредприятия задумались, а не перейти ли им на ведение бизнеса через статус ИП владельца, т.к. индивидуальные предприниматели пока не обязаны вести воинский учет. А работники решают, трудовые ли (или подрядные) договоры им теперь заключать. Тенденция к увеличению «серой» занятости – ​прослеживается.

Хотелось бы также обратить внимание не только на новые нормы, но и на разъяснения ранее принятых. Официальные комментарии всегда являются ориентиром для предпринимателей и самих госорганов. Недавно был опубликован обзор правовых позиций ФНС России14, из которого следует, что налоговое ведомство озаботилось «негативным представлением налогоплательщиков о ФНС России» (так в тексте), в связи с чем сам обзор был настолько либерален (особенно в сравнении с арбитражной практикой, надежно отбивающей желание судиться с налоговыми органами), что хотелось бы выделить отдельные его выводы. Наиболее значимыми можно считать следующие подходы:

1) при налоговой реконструкции должен учитываться в вычетах НДС, уплаченный при ввозе товаров. Это значительные суммы. Известны случаи решений налоговых органов лета 2022 года, когда не снимали доначисления на суммы НДС, уплаченные по таможенной декларации (ДТ (ГТД)) на таможне, и налог считали «с оборота». Теперь в аналогичных ситуациях будет легче;

2) НДС можно принять к вычету за пределами трех лет, если с контрагентом был судебный спор по непринятым работам, такой вычет принимается по вступлении в законную силу судебного решения. Ситуация нередкая, бюджету из-за инфляции выгодная. Для налога на прибыль указанный подход ФНС России тоже может быть актуальным, т.к. обычно вычеты и расходы принимаются (или нет) одновременно;

3) неуведомление налоговиками о переплате продлевает срок ее возврата налогоплательщику. Возможно, теперь проверяющие будут реже скрывать информацию;

4) выработан подход к различию понятий «документ» и «информация» при их запросе, указано на неправомерность истребования сведений, содержащихся в уже представленных документах.

Кстати, на 2023 год был продлен мораторий на плановые проверки бизнеса. Но не стоило радоваться уж слишком сильно. Ни на налоговые, ни на полицейские (т.е. самые серьезные по последствиям) проверки запрет, как и раньше, не распространился. А проверку по жалобе можно организовать при наличии у госорганов знакомых «активистов».

Что ждет нас в 2024 году, еще до конца неизвестно (власти по традиции отодвигают принятие многих законов на конец декабря), но из уже принятого можно отметить то, на что рекомендуем обратить пристальное внимание:

  1. Досудебная процедура обжалования вводится как обязательная для всех споров с налоговыми органами. Учитывая то, что административный порядок сейчас эффективнее судебного, появляется шанс решить вопрос без уплаты госпошлины.
  2. По налогу на имущество организаций изменились сроки декларирования «по году», их сократили на 1 месяц – ​с 25 марта на 25 февраля. Так же сокращен срок для уведомлений о централизованном декларировании этого налога – ​с 1 марта на 1 февраля. Отследят это не все, значит, штрафы в бюджет – ​неизбежны.
  3. По кадастровой стоимости налогом на имущество будут облагаться многоквартирные и наемные дома. Здесь просматривается тенденция на ужесточение налогообложения «не совсем жилых» помещений.
  4. Отменено освобождение услуг застройщика по НДС при договоре долевого участия для реализации помещений для временного проживания (без права регистрации в них). Апартаменты для покупателей подорожают.
  5. Доходы работающих удаленно (в т.ч. за границей) решено облагать НДФЛ по общим ставкам, независимо от налогового резидентства. Для данной категории работников это плюс, поскольку рассматривался вариант с налоговой ставкой 30%. Кстати, Минтруд России считает, что с работниками, которые трудятся за границей, надо заключать не трудовые договоры, а гражданско-правовые, поскольку российское трудовое законодательство не действует за границей (письма от 09.09.2022 № 14-2/ООГ-5755, от 15.02.2022 № 14-4/10/В-1848, от 17.02.2016 № 14-2/В-125).

В целом пока принятые поправки можно оценить как не критичные. Но и год еще не кончился.

Беседовала Наталья Свистунова

Сноски 14

  1. https://ombudsmanbiz.ru/2023/05/generalnaja-prokuratura-postavila-tochku-v-spore-o-porjadke-vozbuzhdenija-ugolovnyh-del-po-nalogovym-prestuplenijam/ Вернуться назад
  2. https://sozd.duma.gov.ru/bill/327269-8 Вернуться назад
  3. https://sozd.duma.gov.ru/download/9ECF7597-B576-4DDB-8F9B-83772B0C4F45 Вернуться назад
  4. https://regulation.gov.ru/p/141901 Вернуться назад
  5. Поправки внесены Федеральным законом от 21.11.2022 № 452‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)”». Вернуться назад
  6. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.11.2021 № 49-П (далее – ​Постановление № 49-П). Вернуться назад
  7. Далее – ​Закон о банкротстве. Вернуться назад
  8. См. постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19.08.2020 № Ф09-11242/16 по делу № А47-8194/2015 (определением ВС РФ от 10.12.2020 № 309-ЭС17-5807(5) в передаче дела на пересмотр отказано); постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30.11.2020 № Ф09-10854/16 по делу № А76-25041/2014 (определением ВС РФ от 05.02.2021 № 309-ЭС17-6862(9) в передаче дела на пересмотр отказано). Вернуться назад
  9. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.04.2023 № Ф05-7813/2023 по делу № А40-17994/2017. Вернуться назад
  10. Пункт 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2023) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023), далее – ​Обзор ВС РФ № 2 (2023). Вернуться назад
  11. Постановления Арбитражного суда Московского округа от 13.04.2023 № Ф05-34805/2021 по делу № А40-240156/2020; от 06.06.2023 № Ф05-8295/2020 по делу № А40-215081/2019. Вернуться назад
  12. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.09.2023 № Ф05-10517/2020 по делу № А40-258031/2018. Вернуться назад
  13. Пункт 27 Обзора ВС РФ № 2 (2023). Вернуться назад
  14. Письмо ФНС России от 03.10.2023 № БВ-4-9/12603@ «Обзор правовых позиций, сформированных ФНС России по результатам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб) налогоплательщиков». Вернуться назад
Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Изменения в уплате торгового сбора

Масштабная реформа налоговой системы затронула и торговый сбор. С 2025 года ставки сбора будут ежегодно индексировать на федеральный коэффициент-дефлятор. Это изменение усложнило и без того запутанный вопрос, кто платит торговый сбор. Ведь этот платеж относится к местным налогам и сборам, поэтому его уплату регулирует не только НК РФ, но и нормативные правовые акты муниципальных образований либо городов федерального значения. Пришло время внести ясность, кто и за что платит торговый сбор, по каким ставкам и с какой периодичностью.

Доход от продажи и сдачи в аренду недвижимости: личный или предпринимательский?

Как делятся средства от ведения бизнеса и личные доходы? Данный вопрос волнует тех граждан, которые зарегистрированы в качестве ИП на упрощенной системе налогообложения (УСН) и при этом имеют в собственности как коммерческую, так и жилую недвижимость, в т. ч. за пределами территории России. Вопросы возникают не только по доходам от аренды, но и по доходам от продажи недвижимого имущества. Объясняем, как на практике они решаются с учетом позиций Минфина, ФНС России и судебной практики.

Кого можно привлечь к уголовной ответственности при банкротстве юридического лица?

Процесс банкротства предусматривает сложную систему взаимодействия между его участниками, направленную на достижение баланса интересов должника и кредиторов, а также на восстановление финансовой стабильности и справедливое разрешение финансовых проблем. Поэтому так важно разобраться, кто его участники, какую роль играют и могут ли быть привлечены к уголовной ответственности за неправомерные действия при банкротстве. В этом поможет статья, в которой мы рассматриваем в деталях каждую категорию подлежащих уголовной ответственности лиц, приводим судебную практику, из которой понятно, за что именно они могут понести наказание.

Надо ли платить госпошлину в арбитражный суд при направлении заявления о включении в реестр требований кредиторов?

Нужно ли платить государственную пошлину в арбитражный суд, если направляется заявление о включении в реестр требований кредиторов, идет процедура наблюдения? Заявление о включении в реестр требований кредиторов направляется, когда еще нет решения суда по взысканию задолженности, поэтому к заявлению о включении в реестр требований кредиторов прилагаются все документы, доказывающие сумму задолженности.

Надо ли платить госпошлину в арбитражный суд при направлении заявления о включении в реестр требований кредиторов?

Нужно ли платить государственную пошлину в арбитражный суд, если направляется заявление о включении в реестр требований кредиторов, идет процедура наблюдения? Заявление о включении в реестр требований кредиторов направляется, когда еще нет решения суда по взысканию задолженности, поэтому к заявлению о включении в реестр требований кредиторов прилагаются все документы, доказывающие сумму задолженности.

Как не пропустить свое и чужое банкротство

В нынешней нестабильной экономической ситуации информацией о банкротстве очередной организации никого не удивить. Но для контрагентов она часто становится неприятной неожиданностью. Эксперты-практики дают советы должнику и кредитору, как вести себя в делах о банкротстве, что нужно обязательно делать, на что обращать внимание, почему нельзя занимать пассивную позицию. Поговорим о том, по каким признакам можно определить, что в компании грядет банкротство; какие риски и последствия несет банкротство компании для разных сторон – ​самого юридического лица, его кредиторов, контрагентов, работников; что нужно делать должнику, когда началась процедура банкротства; какие сделки накануне банкротства можно заключать, а какие не стоит; что сделать для подготовки компании к несостоятельности; как строить работу с арбитражным управляющим.

Изменения в уплате торгового сбора

Масштабная реформа налоговой системы затронула и торговый сбор. С 2025 года ставки сбора будут ежегодно индексировать на федеральный коэффициент-дефлятор. Это изменение усложнило и без того запутанный вопрос, кто платит торговый сбор. Ведь этот платеж относится к местным налогам и сборам, поэтому его уплату регулирует не только НК РФ, но и нормативные правовые акты муниципальных образований либо городов федерального значения. Пришло время внести ясность, кто и за что платит торговый сбор, по каким ставкам и с какой периодичностью.

Как проверить иностранного контрагента

Приводим подробную инструкцию, как самостоятельно проверить иностранного контрагента и снизить риски при принятии решения о заключении с ним договора. Узнаете, какие публичные и частные сервисы, базы данных в Интернете для этого использовать. Наши подробные рекомендации, адаптированные под условия заключения сделок в конкретной организации, можно включить в локальный нормативный акт или иной организационно-распорядительный документ, посвященный вопросам проверки благонадежности иностранных партнеров в рамках договорно-правовой работы.