Последние годы общественной и деловой жизни богаты на потрясения, и бизнес уже практически ничем не удивишь. Вместе с тем законодатель продолжает корректировать нормы. Журнал «Юридический справочник руководителя» попросил экспертов выделить наиболее значимые изменения, которые недавно произошли или будут в ближайшее время. Обсудили налоговую реформу, ключевую ставку ЦБР, повышение штрафов за нарушения ПДД, увеличение госпошлин при обращении в суды и порога для обращений с заявлениями о банкротстве, а также изменения в сфере правового регулирования труда.
Марина Ризванова,
генеральный директор АКГ «Уральский союз», канд. эконом. наук
– В 2025 году бизнес ждет новая реальность, новая жизнь. Причины масштабных перемен, следующих за поправками 2024 года, всем хорошо известны (возникли они не сейчас, а за последние три без малого года), но напомнить их можно. Во-первых, санкции недружественных государств и политика иностранных компаний по их исполнению. Это и собственно санкции против отдельных отраслей, и инициативы отдельных иностранных компаний в порядке «культуры отмены», арест резервов и собственности государства и крупного бизнеса. В последнее время это сопровождалось еще и разрушением сложившейся системы международных расчетов, что, несомненно, начало негативно влиять на экономику и в целом на жизнь.
Во-вторых, понятная необходимость высоких и приоритетных бюджетных расходов на оборону и безопасность. Прирост ВВП за счет машиностроения получен за счет оборонного сектора, а его продукция – расходуется сразу после выпуска. Деньги в «обычную» экономику по этой причине идут во вторую очередь.
В-третьих, сокращение традиционной доходной базы бюджета. После крупного сырьевого бизнеса (которому стало труднее зарабатывать) дошла очередь повышать налоговую нагрузку на субъектов малого и среднего бизнеса и население, которые до этого были избавлены от серьезного налогового пресса.
В-четвертых, сжатие рынка труда. СВО как «работодатель» имеет немало конкурентных преимуществ. В связи с этим переток кадров в оборонку также не мог не оголить гражданский сектор экономики. Сокращение притока иностранной рабочей силы после событий в «Крокусе» еще больше подняло цену труда. И поднимет еще, независимо от квалификации.
Теперь скажу про основные изменения 2024 года, реализуемые в 2025 году. В части экономического курса принятые основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России прямо говорят, что «российская экономика проходит через масштабную структурную трансформацию», а произведенные изменения в налогообложении названы повышающими справедливость налоговой нагрузки. То есть государство при проведении фактической налоговой революции (или наоборот) признало свои ошибки. Поэтому основные налоговые изменения следующие:
-
НДФЛ становится прогрессивным (по шкале). Действовавшая ранее 2024 года система вывела из тени немало доходов, которые теперь обложить оказалось технически просто. И бюджетам регионов прибавка, и идеологическое обоснование справедливости – актуальное;
-
ставка налога на прибыль повышена в совокупном размере до 25%. В данном случае государству нужно больше денег, и эти нужды вполне понятны. А тем, кто хочет заплатить меньше, предусмотрены новые налоговые вычеты: федеральный инвестиционный и за инвестиции в стартапы (инновационные проекты или деятельность через договоры инвестиционного товарищества). Настоящая налоговая политика, стимулирующая развитие. Здесь баланс интересов бюджета и бизнеса соблюден;
-
малый и средний бизнес на упрощенной системе налогообложения (УСН) получил еще и обязанность по уплате НДС (если в 2024 году выручка составила более 60 000 000 рублей), причем как все – «по отгрузке» к базе по УСН, рассчитываемой «по оплате». Пусть ставки и не самые высокие (5 и 7%), но вычетов не будет, и весь учет нужно будет дублировать. А главное, «крупные из малых» будут сдавать декларации по НДС и станут столь же прозрачными для ФНС России, как и компании на общей системе налогообложения. Будем считать, что это и есть справедливость;
-
предусмотрена налоговая амнистия в 2025–2026 годах для использовавших схему с дроблением бизнеса в 2022–2024 годах. Кстати, для тех, кто не согласен, обеспечены не только штрафы, но и уголовная ответственность (еще на слуху громкие дела блогеров-миллионеров (а порой и миллиардеров);
-
по имуществу кадастровой стоимостью свыше 300 000 000 рублей регионам дано право повысить налоговую ставку с 2 до 2,5%. Федеральный центр дает источник дохода регионам. Платить за это будет, естественно, бизнес;
-
с физических лиц недоимки будут взыскивать без суда с 1 ноября 2025 года. Часть такого населения – самозанятые, используемые бизнесом. Население к безналичным расчетам привыкло. Удобство это универсальное, поправки упростят налоговикам взыскание;
-
срок получения электронных документов от ИФНС не будет учитывать время на направление ответной квитанции. Срок «юридического» получения документов теперь будет един – 6-й рабочий день от отправки. У налогоплательщиков фактически изъяли дополнительную неделю на подготовку документов и ответов. Отследят поправку не все сразу. Штрафов будет немало, на это, похоже, и расчет;
-
в 2024 году резко, в разы, увеличены госпошлины, в т. ч. при обращении в арбитражные суды, регистрации прав и сделок с дорогостоящей недвижимостью, изменений к договору аренды, расторжения брака, выдаче дубликата свидетельства о рождении, браке, смерти, ранее также увеличен до 2 000 000 рублей порог для банкротства организаций. Судебное взыскание задолженности будет затруднено, а использование рычагов давления на контролирующих должников лиц по малым долгам – исключено. Вероятны неплатежи, особенно по «добанкротного» размера суммам.
Помимо налогов, в 2025 году готовится повышение штрафов. Этот источник наполнения бюджета становится все более значимым, ведь он «справедлив» по определению (как наказание за понятные нарушения). Причем повышены будут самые массовые штрафы – за нарушение ПДД. Будет снижен размер скидки за оперативную уплату штрафа с 50 до 25%, а срок для его уплаты увеличат до 30 дней. Это повлияет не только на грузоперевозчиков, но и на всех потребителей их услуг, включится в цену.
В части учета и контроля Правительство России утвердило Основные направления государственной политики в сфере бухучета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности до 2030 года (распоряжение от 22.11.2024 № 3386-р). Запланировано обязательное представление полугодовой отчетности организациями госсектора с расширением их круга (уже без учета размера доли государства в капитале), с обязательным аудитом этой отчетности, а также отчетности инфраструктурных компаний. Такую отчетность нужно будет размещать на Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИРБО), с установлением административной ответственности как за неисполнение этой обязанности, так и за уклонение от обязательного аудита.
Государство заинтересовано в лучшем контроле как за своим сектором экономики (роль которого будет возрастать), так и за бизнесом в целом. Роль бухучета и аудита будет повышаться, а затраты на них – расти.
В сфере закупок протекционистский «национальный режим» систематизируется в едином постановлении Правительства РФ. При этом вводится отчетность об объеме закупок российских товаров за 2025 год и далее. Такая отчетность может дать государству дополнительную информацию о проблемных отраслях и предприятиях в плане импортозамещения.
Принятые и планируемые изменения нужно было обеспечить механизмами исполнения. Кроме уже упомянутых вопросов отчетности и контроля, это, безусловно, ответственность. За искажения в счетах-фактурах и налоговых декларациях введена специальная уголовная ответственность. Сроки лишения свободы по новой ст. 173.3 УК РФ – больше, чем за обычное уклонение от уплаты налогов, и освобождение от наказания уплатой всех доначислений – не предусмотрено.
Как жить и чего ждать? За время, что идет СВО (почти 3 года) ресурсы и заделы экономики мирного времени в значительной степени израсходованы. В связи с этим экономическая жизнь будет подчинена приоритету государственных и, в частности, бюджетных интересов. Бюджет на 2025-й – принят с дефицитом более триллиона рублей и долей расходов на оборону почти в треть от их всех, а с нацбезопасностью и правоохранением – больше трети. Это военный бюджет.
Для достижения целей государству потребуются ресурсы и бизнеса, и народа. Поэтому и сам бизнес для реализации государственных интересов может разделиться на «нужный» и «ненужный» в военный период. Поддерживать и спасать будут не всех. Государство будет искать новые источники доходов бюджета (не исключая займы разной степени добровольности), к чему всем нужно быть готовыми и не возмущаться.
Сложившаяся (и перспективная на ближайшие годы) ситуация – надолго. Достаточно вспомнить историю послевоенных лет. Параллели найдутся. Нам всем (кто остается в России) нужно будет не впадать в панику, а сплотиться, чтобы активно и производительно работать, реагируя на вызовы времени.
Андрей Бурилов,
адвокат
– Не могу не сказать про изменения, которые вступили в силу в 2024 году, но которые сильно повлияют на судебный процесс в 2025 году – это резкое увеличение госпошлин при обращении в арбитражные суды и суды общей юрисдикции. Соответствующие изменения были внесены в ст. 333.21 и 333.19 НК РФ и вступили в силу еще в сентябре прошлого года (Закон № 259-ФЗ).
Причем увеличение пошлин значительно. Если раньше госпошлина за подачу апелляционной жалобы в арбитражный суд составляла 3000 рублей, то сейчас для организаций она равна 30 000 рублей. А за подачу кассационной жалобы пошлина увеличена с 3000 рублей до 50 000 рублей. Если говорить про госпошлину при подаче иска имущественного характера, то раньше, независимо от цены иска, госпошлина не могла превышать 200 000 рублей. Сейчас же максимальный размер госпошлины может достигать 10 000 000! Аналогичным образом, хоть и в несколько меньшем размере, увеличение пошлин коснулось и дел, рассматриваемых в судах общей юрисдикции.
Фактически судопроизводство стало достаточно затратным мероприятием, особенно для малого бизнеса.
Ощутимо это будет проявляться и при рассмотрении дел о банкротстве, где при обращении с отдельным заявлением об обособленном споре, например оспаривании сделки, придется платить пошлину при подаче каждого заявления. В связи с этим прогнозирую в 2025 году снижение общего количества обращений в суды. Приведет ли снижение нагрузки в судах к более качественному и полному рассмотрению дел – покажет только время.
Еще одним существенным изменением, которое произошло в 2024 году, но окажет влияние на 2025, можно назвать поднятие порога для обращения в суд с заявлением о банкротстве юридических лиц. Если раньше такой порог составлял 300 000 рублей, то с 25.05.2024 порог увеличен почти в 7 раз и теперь равен 2 000 000 рублей! А ведь очень много споров находится как раз в категории до 2 000 000 рублей. И если сейчас должник проявит несознательность, то кредитору получить свои законно причитающиеся деньги, даже несмотря на судебное решение, будет намного сложнее, особенно, если у организации нет имущества.
Раньше банкротство, в частности перспектива субсидиарной ответственности руководителя, могло как-то стимулировать должника погасить свой долг. Сейчас такой угрозы во многом нет. Другими словами, имея на руках и решение суда о взыскании, например 1 900 000 рублей, и исполнительный лист, кредитор в итоге может так ничего и не получить.
Идея нововведения понятна – разгрузить суды, поскольку раньше кредиторы часто использовали заявление о банкротстве, чтобы ускорить взыскание. Но вряд ли такой подход будет способствовать улучшению общего экономического климата в 2025 году в России и «формированию уважительного отношения к закону и суду», как того требует АПК России.
Эдуард Олевинский,
основатель правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры»
– Главное, что определит судьбу многих предпринимателей и компаний в 2025 году, – это ключевая ставка ЦБ, потому что в большинстве случаев цена заемных средств зависит именно от нее. Видимо поэтому 27 ноября 2024 года Валентина Матвиенко озвучила идею моратория на банкротство. Надо отметить, что формальных инициатив такого рода пока нет, но столь высокая ставка действительно может привести к фактическому банкротству даже крупнейших игроков в бизнесе.
Независимо от того, будет ли объявлен очередной мораторий на банкротство, как говорится, остальным приготовиться. Потому что сделки, совершенные после наступления объективного банкротства (то есть невозможности погасить долги в полном объеме, не зависящей от внешних признаков и от возбуждения дела о банкротстве), могут быть признаны недействительными, а контролирующие лица после возникновения объективного банкротства привлечены к субсидиарной ответственности по растущим долгам с гораздо большей вероятностью.
Понятие «объективное банкротство» стало широко известным при привлечении контролирующих лиц должника к субсидиарной ответственности. Этот термин судебной практикой закреплен в определении Верховного Суда РФ от 20.07.2017 № 309-ЭС17-1801 по делу № А50-5458/2015 и конкретизирован п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве». Под ним понимается неспособность должника «в полном объеме удовлетворить требования кредиторов, в том числе об уплате обязательных платежей, из-за превышения совокупного размера обязательств над реальной стоимостью его активов».
В связи с этим, а также в связи с падением объемов спроса во многих гражданских отраслях экономики в 2025 году стоит ожидать снижения качества дебиторской задолженности. С лета – осени 2024 года размер издержек по обслуживанию дебиторской задолженности существенно возрос. Во-первых, 29 мая 2024 года Верховный Суд РФ утвердил Обзор судебной практики № 1 (2024), а следом был принят Закон № 107-ФЗ, которые, по сути, распространили госпошлины на обособленные споры в делах о банкротстве. Во-вторых, с 8 сентября 2024 года размер госпошлин вырос в несколько раз (Закон № 259-ФЗ). В результате, как справедливо отметил коллега выше, судиться стало дорого, а чтобы получить удовлетворение своих требований в деле о банкротстве за счет субсидиарных ответчиков, необходимо уплатить госпошлину дважды: сначала за включение требований в реестр, а затем при взыскании с субсидиарных ответчиков. Например, чтобы в таком порядке взыскать 50 000 000 рублей, сумма расходов только на госпошлины должна составить от 725 000 до 1 225 000 рублей в зависимости от числа заявленных мер обеспечения и обжалований, и это вовсе не гарантирует фактического поступления средств.
Елена Кожемякина,
управляющий партнер юридической компании BLS
– На мой взгляд, 2025 год станет для организаций поворотным и пройдет под эгидой отмены моратория на плановые проверки бизнеса с 1 января. За последние несколько лет компании привыкли к послаблениям со стороны государства. В следующем году ситуация в корне изменится.
Важно понимать, что надзорная система стала более избирательной и умной. Наше государство становится абсолютно цифровым. Если говорить о трудовой сфере, то огромный массив данных о работодателях и их сотрудниках оцифровывается, налаживается межведомственный обмен. Риск-ориентированный подход, пришедший на смену массовым проверкам, позволил государству оптимизировать расходы на организацию контрольно-надзорной деятельности без потери качества. Соответственно, эффективность проверок в выявлении нарушений только выросла, а вероятность визита инспектора для каждой компании увеличилась.
Чего стоят только одни индикаторы риска для внеплановых проверок, ставшие инструментом невидимого контроля за бизнесом. Работодатель может узнать, что индикатор сработал, только когда к нему придут с внеплановой проверкой. В 2024 году Правительство России поставило план утвердить 100 новых индикаторов риска, и теперь их суммарное количество выросло до 500. Со временем индикаторы будут срабатывать таким образом, что у работодателя не останется шансов остаться незамеченным при невыполнении требований законодательства.
От каких ведомств стоит ожидать проверок? В первую очередь от Государственной инспекции труда. Плановые проверки пока что проводятся в соответствии с категориями риска. При их определении учитываются задолженности по заработной плате, количество тяжелых и легких несчастных случаев, факты выявленных нарушений в сфере труда. Поэтому, чтобы избежать попадания в высокую категорию риска, работодателям нужно обратить внимание на сферы расчета заработной платы, охраны труда, кадрового делопроизводства.
При этом от плановых проверок ГИТ в 2025 году не застрахованы и работодатели «умеренной» и «средней» категории, для которых частота проверок составляет раз в 5-6 лет. Дело в том, что многие компании сталкивались с плановой проверкой последний раз в 2019–2020 годах – таким компаниям стоит ожидать визита инспектора как раз в текущем 2025 году.
Во-вторых, визита стоит ждать от Роскомнадзора. Это, кстати, самый «дорогой» риск для компании. Оборотные штрафы теперь реальность: законодатели успели до конца года стремительно принять закон о повышении штрафов за утечки персональных данных. Теперь нарушения в сфере защиты таких данных исчисляются десятками миллионов рублей. Проверки Роскомнадзора – одни из самых тщательных: проверяющие не просто формально оценивают наличие документов, а сопоставляют написанное в них с реальными процессами по обработке данных сотрудников, клиентов, подрядчиков и т. д. Так что шаблонные документы не уберегут компании от штрафов. Чтобы пройти проверку без нарушений, бизнесу придется всерьез заняться упорядочиванием процессов и документов по персональным данным.
В-третьих, проверки будут по воинскому учету. Государство продолжает пристально следить, уведомляют ли компании военкоматы обо всех кадровых изменениях с военнообязанными. Старт работы электронного Реестра воинского учета стал главной новостью этой осени. В конце 2024 года военкоматы массово рассылали запросы на предоставление данных о сотрудниках для этого реестра. При этом, как показывает наша практика, военкоматы активно суммируют штрафы за все выявленные нарушения как по военнообязанным, так и по юридическому лицу.
Андрей Королев,
управляющий партнер юридической компании «Практика для практиков»
– В 2024 году было принято большое количество поправок в законодательные акты в сфере корпоративного управления. Часть из них вступила в силу в прошлом году, какие-то заработали с 2025 года, а есть и такие, которые начнут действовать с 2027 года (например, требования по особой идентификации участников общих собраний АО и ООО).
Я бы выделил пять тенденций в реформировании корпоративного законодательства, о которых важно знать.
Во-первых, повышение прозрачности работы органов управления юридического лица. С 01.09.2024 стало обязательным нотариальное удостоверение решения о смене (продлении полномочий) единоличного исполнительного органа ООО. Это значительно повышает уровень защиты интересов участников ООО и их кредиторов.
Упрощением процедуры для обществ стало возложение на нотариусов и регистрации самих изменений в ЕГРЮЛ, тогда как раньше это делал новый руководитель.
Ранее нотариальное удостоверение собрания было диспозитивной нормой, что порой вызывало споры между участниками о целесообразности несения расходов, связанных с нотариальным удостоверением. Дело в том, что на сегодняшний день согласно разъяснениям, например, Московской нотариальной палаты, нотариус при совершении нотариального действия по удостоверению проведения собрания удостоверяет лишь сам факт его проведения без проверки соблюдения требований устава. Такой подход приводит к тому, что, независимо от нотариального удостоверения, любой несогласный с решением участник или сам директор вправе оспорить результаты собрания, и его заявление будет рассмотрено судом в общем порядке. Соответственно, правовая неопределенность с единоличным исполнительным органом будет влиять на хозяйственную деятельность общества довольно долгое время.
Представляется, что положения данной нормы должны получить развитие в законодательстве о нотариате, а также процессуальных нормах АПК РФ и ГПК РФ. Логично, если такие споры суды будут рассматривать в упрощенном порядке (ввиду наличия нотариального подтверждения в том числе и законности самой процедуры), а бремя доказывания нарушений будет возложено на заявителя.
Также был утвержден порядок проведения дистанционных собраний участников. Нормы будут применяться с 01.03.2025. Возможность проводить собрания онлайн должна быть закреплена в уставе компании. Инициатор должен прописать участникам четкую инструкцию, как подключиться к собранию, что делать в случае технических сбоев и другие организационные моменты. Организаторы собрания обязаны вести запись собрания, хранить ее вместе с протоколом.
Обращаю внимание, что даже если проводится дистанционное заседание, у акционеров должна быть возможность присутствовать на нем лично. В то же время закон позволяет это правило уставом отменить.
В целом можно отметить, что произошла значительная либерализация законодательства в вопросе прав обществ на утверждение собственных правил организации и проведения собраний. Теперь АО и ООО имеют право предусмотреть в уставе свои правила, которые могут отличаться от тех, что установлены законом. При разработке и утверждении таких правил должны исполняться два критерия. Первый – участники не лишились права на информацию о заседании или заочном голосовании, а также на участие в них. Второй – свои правила прописали в уставе сразу при учреждении общества либо единогласно приняли позже.
Еще одно важное изменение – с 01.03.2025 в Законах об ООО и АО будут прописаны обязательные требования к протоколам общих собраний участников и акционеров. Это крайне важное нововведение давно назрело, ведь до этого требования к протоколу были сформированы в основном судебной практикой и часто становились формальным поводом для возбуждения судебного спора участниками, не согласными с решениями общего собрания. Теперь у корпоративных юристов есть методичка для подготовки протоколов практически с математической точностью.
Все эти изменения призваны обеспечить открытость деятельности обществ, в первую очередь, перед своими акционерами и участниками, «тонкую» настройку собственником бизнеса органов управления обществом и их большую гибкость при взаимодействии и, конечно, снижение корпоративных споров.
Во-вторых, повышение открытости информации о деятельности юридического лица. Расширение перечня информации с 01.09.2024, которая отображается в ЕГРЮЛ, позволяет участникам рынка и потенциальным инвесторам более полно оценивать финансовое состояние и репутацию компании.
В-третьих, четкое разграничение функций каждого органа управления. В предыдущей версии Закона об ООО не было разграничения между полномочиями, которые запрещено передавать совету директоров и коллегиальному исполнительному органу.
В новой редакции установлен запрет на передачу совету директоров, например, следующих полномочий общего собрания ООО:
- установление дополнительных прав и обязанностей участников;
- определение стоимости имущества, вносимого участниками в качестве оплаты доли в уставном капитале;
- согласие на заключение крупных сделок, стоимость которых превышает 50% имущества компании, и ряд других.
Что же касается АО, то полномочия совета директоров АО не изменились, однако те вопросы, которые не подлежат рассмотрению этим советом, включили также в список запрещенных полномочий для рассмотрения коллегиальным исполнительным органом. Таким образом, фактически объем полномочия этого органа сократился.
Запрет на передачу в компетенцию других органов ряда функций общего собрания ООО и конкретизация, какие функции общего собрания АО могут быть переданы коллегиальному исполнительному органу, позволяет избежать конфликтов интересов и злоупотреблений в реализации корпоративных прав.
В-четвертых, введение ограничений в отношении корпоративных прав участников компаний под санкциями. С учетом политической обстановки и введения санкций иностранных государств и объединений против ряда российских компаний и физических лиц законодательство предусматривает ограничения в отношении корпоративных прав участников компаний, находящихся под санкциями. Например, повышение с 08.08.2024 порога участия для получения информации о деятельности юридического лица до 5%. Такие действия направлены на защиту бизнеса от неправомерных запросов со стороны миноритарных акционеров.
В-пятых, решение вопроса с «потерянными» акционерами. «Головная боль» некоторых АО. Однако с 08.08.2024 общество может приостановить выплаты акционерам при соблюдении следующих условий:
- не менее 2 лет подряд до принятия решения о приостановке перечисленные дивиденды возвращались в общество (не менее 2 попыток выплаты дивидендов);
- за 5 рабочих дней до принятия решения о приостановке регистратору не поступили актуальные данные об акционере либо заявление о действительности сведений в реестре акционеров.
Общество путем публикации сообщения обязано раскрывать информацию о приостановлении выплат акционерам.
Важным нововведением является обязанность обществ вести два новых реестра:
- реестр акционеров, которых не уведомляют о собраниях,
- и реестр акционеров, которым не выплачиваются дивиденды.
В то же время данные изменения носят диспозитивный характер и общество вправе указать в уставе о сохранении «старого» порядка работы с потерявшимися акционерами.
Отмечу, что изменения в корпоративном законодательстве в целом отражают стремление к более прозрачному и эффективному управлению, повышение прозрачности деятельности юридических лиц. Однако отдельные изменения приводят к увеличению расходов компании на ведение деятельности. Речь идет о необходимости нотариального удостоверения решения о назначении ЕИО, о закреплении порядка проведения дистанционных собраний.
Беседовал Валентин Стародубцев